Гарант-ИнфоЦентр | Официальный сайт.


13 декабря 2021 г.



В утвержденном учредителем Постановлении указано, что в учреждениях бюджетной сферы, находящихся в сельских поселениях, должностные оклады увеличиваются на определенный процент (например, на 10%). Допустим, оклад специалиста в городском поселении 10 000 рублей, тогда оклад специалиста в сельском поселении - 11 000 рублей. Предположим, что у специалиста в сельском поселении зарплата получилась меньше МРОТ и нужно производить доплату до МРОТ: 10% нужно начислить сверх МРОТ (как для районных коэффициентов) или можно сначала начислить 10%, а потом доплатить до МРОТ?




Ответ. В судебной практике доминирует точка зрения, согласно которой доплата за работу в сельской местности начисляется до доведения зарплаты до МРОТ. Недавняя попытка режиссера высшей категории (с окладом 3894,75 руб) добиться в Конституционном Суде России начисления коэффициента за работу в сельской местности (25%) и надбавки за стаж работы (30%) сверх МРОТ закончилась неудачей. Суд не стал рассматривать жалобу, указав, что фактически в ней ставится вопрос об установлении оклада не ниже МРОТ, что относится к компетенции законодателя, а не суда (Определение Конституционного Суда РФ от 11 февраля 2021 г. N 178-О).

Ответы специалистов Роструда по этому вопросу противоречивы.

На наш взгляд, доплата за работу в сельской местности по своей правовой природе наиболее близка к районному коэффициенту (так как направлена на выравнивание уровня жизни населения и компенсацию социальных неудобств проживания в сельской местности), поэтому она должна начисляться после доведения размера заработной платы до МРОТ. Однако, учитывая Определение КС РФ N 178-О, отстоять такую позицию в суде будет крайне сложно.

 

Поясним подробнее.

 

На федеральном уровне в настоящее время вопрос о надбавках работникам сельской местности не урегулирован. Предоставление таких надбавок регулируется региональными и местными нормативными актами, а также локальными актами организаций.

Разъяснения Роструда по этому вопросу противоречивы. В одних материалах специалисты приходят к выводу, что доплата за работу в сельской местности может начисляться до доведения размера месячной заработной платы до МРОТ (Вопрос 1. Вопрос 2). При этом встречается и иная точка зрения: «… районный коэффициент…, а также выплаты за работу в сельской местности, начисляемая в связи со спецификой работы, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда и начисляются сверх МРОТ» (Вопрос 3).

 

Анализ судебной практики показывает, что большинство судов отказывают в требованиях о начислении сельской надбавки после доведения зарплаты до МРОТ:

Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 07 мая 2013 г. по делу N 33-1598-2013: «Доводы ... о начислении процентных надбавок к заработной плате за вредность и работу в сельской местности на заработную плату, составляющую не менее минимального размера оплаты труда не основаны на фактических обстоятельствах дела и нормах материального закона…., у суда не было правовых оснований для удовлетворения иска…»;

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 14 октября 2013 г. по делу N 33-3001: «Истцы … указывают, что заработная плата подлежит исчислению, исходя из минимального размера оплаты труда….,затем к полученной сумме должны быть добавлены все стимулирующие выплаты, надбавка за работу в сельской местности. Однако данный довод подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм материального права»;

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 25 июня 2019 г. по делу N 33-857/2019: «Доводы …истца о начислении заработной платы с учётом ** % к окладу за работу в сельской местности, то есть сверх размера МРОТ ежемесячно судебной коллегией отклоняются как необоснованные и несоответствующие нормам материального права, так как по смыслу закона работодатель обязан гарантировать выплату всей заработной платы не ниже МРОТ»;

Определение СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 августа 2020 г. по делу N 8Г-14409/2020[88-16588/2020]): «Доводы заявителя.. о том, что надбавка к окладу за работу в сельской местности подлежит начислению сверх размера МРОТ, подлежат отклонению как несостоятельные»;

Определение КС РФ от 11 февраля 2021 г. N 178-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Конради Нины Алексеевны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации": «Заявительница обратилась в суд с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы… В ее же случае работодатель осуществляет начисление заработной платы следующим образом: на оклад начисляется надбавка за работу в сельской местности, …затем надбавка за стаж работы и премия, после чего производится доплата до минимального размера оплаты труда, а полученная сумма увеличивается на районный коэффициент….

часть третья статьи 133 Трудового кодекса … не может расцениваться как нарушающая права Н.А. Конради, которая фактически ставит перед Конституционным Судом … вопрос об установлении тарифной ставки (оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда. Между тем разрешение этого вопроса относится к компетенции законодателя…».

 

При этом есть и противоположные решения, которые, на наш взгляд, тоже заслуживают внимания:

Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2020 г. по делу N 8Г-20166/2020[88-18723/2020]): «Суд апелляционной инстанции с учетом правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. N 17-П … пришел к выводу о том, что выплата за работу в сельской местности должна быть начислена сверх минимального размера оплаты труда,… Доводы кассационной жалобы о том, что выплаты за работу в сельской местности федеральным законодательством не регулируются, … работа в сельской местности не является работой в местности с особыми климатическим условиями, ... не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку судом апелляционной инстанции оспариваемый кассатором вывод мотивирован со ссылками на нормы права. Обоснованность применение одинакового правового регулирования по оплате за работу в особых климатических условиях и за работу в сельской местности подтверждается и п.2.2.1 Приложения к Постановлению Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 491-п…, который к выплатам компенсационного характера наряду с выплатами за работу в местностях с особыми климатическим условиями относит и выплату за работу в сельской местности»;

Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июля 2020 г. по делу N 33-7573/2020: «…судебная коллегия не может согласить с данным выводом суда в части, поскольку судом при расчете задолженности не учтено, что выплата за работу в сельской местности должна быть начислена сверх минимального размера оплаты труда,…».

 

В заключение отметим, что обосновывая необходимость начисления районных (северных) доплат после доведения заработной платы до МРОТ, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 апреля 2019 г. N 17-П мотивировал свое решение, в частности, тем, что «гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным». На наш взгляд, этот же правовой подход применим и в случае доплат за работу в сельской местности, однако в случае спора (с учетом Определения N 178-О) многое будет зависеть от формулировок нормативного или локального акта, которым были введены эти надбавки.

_________________________

Вопрос 1  - Вопрос: Правильно ли насчитывают зарплату. Бюджетная организация: оклад 8 694 руб., есть сельские 25%. Должны ли сначала оклад довести до МРОТ 11 280 руб., а уже на МРОТ насчитывать сельские 25%. Или я не права? Мне к окладу насчитывают сельские и потом 400 рублями догоняют до МРОТ (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2019 г.);

 

Вопрос 2  - Вопрос: Можно ли считать установленную надбавку к окладу в размере 0,25 за работу на селе районным коэффициентом? В трудовом договоре это обозначено как повышение к окладу. Формулировка "районный коэффициент" отсутствует. Данная надбавка поглощается МРОТом и по факту является фиктивной. Заработная плата не превышает МРОТ. На основании изложенного прошу сообщить, должна ли данная надбавка поглощаться МРОТом или она должна начисляться сверх МРОТа и какие нормативные документы при этом применяются. Рабочее место расположено в Ростовской области Каменский район (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2019 г.))

 

Вопрос 3  - Вопрос: Обязан ли работодатель, исходя из решения Конституционного суда РФ от 07.12.2017 поднимать оклад до МРОТ, если оклад педагога без категории составляет 6860 руб., а МРОТ 9480, если обязан, то каким образом: поднимать сам оклад или "догонять" до МРОТ стимулирующими выплатами и потом сверху начислять северный и районный коэффициент? Вправе ли работодатель включать в оклад педагога 25% за работу в сельской местности? (в зарплатном квитке оклад указан 8575 вместо 6860, работодатель объясняет, что это из-за того, что в оклад включают сельские)? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2018 г.)

разработка Яковлев Виталий Сергеевич it@guarant-ic.ru