1 февраля 2022 г.



В каких нормативно-правовых актах установлены полномочия ревизионной комиссии в некоммерческой организации с организационно-правовой формой - Общероссийская общественная организация?




Ответ. Полагаем, что в настоящее время не существует нормативно-правовых актов, устанавливающих полномочия ревизионной комиссии общественной организации. На практике такие полномочия устанавливаются в Уставе организации или в Положении о такой комиссии.

 

Поясним.

 

Общероссийская общественная организация является корпоративным юридическим лицом (статья 65.1 ГК РФ). Согласно пункту 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа общественной организации относится «избрание ревизионной комиссии (ревизора)», если иное не предусмотрено законом. При этом в ГК РФ полномочия ревизионной комиссии (ревизора) не установлены.

 

Согласно пункту 2 статьи 123.1 ГК РФ общественная организация относится к некоммерческим корпоративным организациям. Статьей 6 федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определено, что общественная организация является формой некоммерческой организации, однако в этом законе ревизионные комиссии не упоминаются вовсе.

 

Пунктом 3 статьи 6 закона 7-ФЗ установлено, что особенности правового положения общественных организаций определяются иными федеральными законами. Таким законом является федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статьей 7 которого установлено, что общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественного объединения. В статье 8 закона 82-ФЗ дается определение общественной организации, но никакие органы с ревизионными функциями здесь также не упоминаются. Такие органы упомянуты в других статьях. Согласно статье 6 закона 82-ФЗ на общем собрании, съезде (конференции) общественной организации формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы, при этом члены общественной организации имеют право избирать и быть избранными в контрольно-ревизионные органы, а также контролировать деятельность руководящих органов в соответствии с уставом. Статьей 20 закона 82-ФЗ определено, что устав общественной организации должен предусматривать структуру организации, её руководящие и контрольно-ревизионные органы, а также компетенцию и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий. Эта же статья позволяет предусматривать в уставе и иные положения, относящиеся к деятельности общественной организации, не противоречащие законам. Таким образом, и в законе 82-ФЗ полномочия контрольно-ревизионных органов не установлены.

 

На практике полномочия контрольно-ревизионного органа общественной организации определяются в Уставе или в Положении о таком органе (см. Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 22-АПГ15-5, Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 июня 2020 г. N АПЛ20-149).