ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
18 марта 2022 г. ВЫПУСК № 10 (810)



Вести для Юриста Вести для Бухгалтера Вести для Каждого Архив Вестей

ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО

Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 60-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Президент РФ подписал Закон о дистанционном электронном голосовании.

Урегулированы вопросы проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на выборах и референдумах с использованием ГАС "Выборы", а также иных госинформсистем, в т. ч. региональных, прошедших сертификацию и соответствующих установленным ЦИК требованиям. Определено, как принимается решение о проведении ДЭГ, как участвовать в нем. Избиратель, получивший доступ к ДЭГ, не вправе получить бюллетень на избирательном участке. Также не допускается повторное голосование.

Больше не будут функционировать избиркомы муниципалитетов. Вопросы подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума будут переданы в ведение территориальных комиссий. При этом по решению избиркома региона полномочия могут возлагаться на участковую комиссию, действующую в границах этого муниципалитета.

Закреплено, что бывшие главы регионов, отрешенные от должности Президентом РФ, в течение 5 лет после вступления в силу соответствующего указа не могут выдвигаться кандидатами на этот пост ни в одном субъекте. Изменен порядок назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Прописаны нормы о проведении голосования на выборах Президента РФ в течение нескольких дней подряд, но не более трех.

Уточнено, какие категории граждан не могут быть избранными, в т. ч. Президентом РФ. Определены особенности формирования и распространения агитационных материалов от кандидатов-иноагентов. Решено создать единый реестр сведений о физлицах, выполняющих функции иноагента, либо аффилированных с выполняющими функции иноагента лицами. Вести его будет Минюст.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые будут действовать с 1 июня 2022 г. и с 1 января 2023 г.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 марта 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 55-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Президент подписал закон о временных мерах в сфере финансового рынка и корпоративного права.

До конца 2022 г. установлено специальное регулирование отношений в сфере финансового рынка и корпоративного права.

Российским страховщикам запрещено заключать сделки с иностранными страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами из недружественных государств. Запрет в т. ч. касается перечисления денег по ранее заключенным договорам. В исключительных случаях это возможно с разрешения Банка России.

Совет директоров ЦБ вправе определять обязательства, не подлежащие передаче перестрахователем (страховщиком) национальной перестраховочной компании в перестрахование.

Российские организации, освобожденные решением Правительства от раскрытия информации об их деятельности, обязаны ее направлять не только в Банк России, но и в Росимущество. ЦБ может передать эти сведения (включая инсайдерскую информацию) Минфину и Счетной палате по их запросам.

Совет директоров Банка России может устанавливать перечень информации, которую финансовые организации вправе не раскрывать для неограниченного круга лиц, а также которую сам ЦБ вправе не размещать на своем сайте.

С 1% до 5% повышен порог совокупного владения голосующими акциями АО, дающий право на получение документов общества, а также на оспаривание в суде сделок компании и действий общества или члена его совета директоров.

Под "кредитные каникулы" для субъектов МСП не подпадают договоры займа, заключенные путем размещения облигаций. Кроме того, заемщики - физлица и ИП освобождены от обязанности подтверждать снижение их дохода более чем на 30 процентов. Представление подтверждающих документов теперь является правом. Кредитор может запросить подтверждающую информацию в ФНС, ПФР, ФСС, ФФОМС.

Уполномоченным банкам разрешено продавать гражданам драгметаллы в слитках за инвалюту.

Публичные АО вправе до 31 августа 2022 г. включительно приобретать размещенные ими акции. Соответствующее решение должно быть принято советом директоров (наблюдательным советом), а информация о приобретении собственных акций может не раскрываться в форме сообщения о существенном факте.

Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 марта 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. N 376

"Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 году"

 

Введены новые меры поддержки рынка труда.

В 2022 г. обращаться в центры занятости смогут не только безработные, но и те, кто находится под риском увольнения, переведен на неполный рабочий день или отправлен в неоплачиваемый отпуск. Место жительства в пределах региона значения при этом не имеет.

В частности, можно будет получить помощь как с временным трудоустройством, так и с открытием собственного дела, включая финансовую поддержку при регистрации ИП, организации или фермерского хозяйства. Также возможно переобучение.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 марта 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 352

"Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться с требованием к кредитору об изменении условий кредитного договора (договора займа), заключенного до 1 марта 2022 г., предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком"

 

По каким займам можно обратиться за "кредитными каникулами"?

Определены максимальные размеры займов, по которым граждане вправе обратиться в банки за предоставлением "кредитных каникул".

По потребительским кредитам предусмотрены следующие лимиты:

- 300 тыс. руб. для физлиц;

- 350 тыс. руб. для ИП;

- 100 тыс. руб. по кредитным картам;

- 700 тыс. руб. по автокредитам.

По ипотечным кредитам лимиты составляют:

- 6 млн руб. для Москвы;

- 4 млн руб. для Московской области, Санкт-Петербурга и регионов Дальневосточного федерального округа;

- 3 млн руб. для остальных регионов России.

Заёмщики могут обратиться за "кредитными каникулами" до 30 сентября 2022 г. при условии снижения дохода на 30% по сравнению со средним доходом в предыдущем году. Льготный период обслуживания займа можно получить на срок от 1 до 6 месяцев. "Кредитные каникулы" распространяются на займы, выданные до 1 марта 2022 г.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 30 сентября 2022 г.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 марта 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 351

"Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Защита участников фондового рынка: компании могут не раскрывать информацию о выпуске ценных бумаг.

Правительство разрешило организациям-эмитентам не раскрывать частично или в полном объеме информацию о выпуске ценных бумаг. Речь идет о случае, когда раскрытие или предоставление такой информации может привести к введению санкций в отношении эмитента и иных лиц, в т. ч. новых санкций в отношении лица, о котором эмитентом раскрывается или предоставляется информация.

Также эта мера распространяется на ряд лиц, осуществляющих раскрытие инсайдерской информации. В их числе - УК, организаторы торговли, клиринговые организации, органы управления ГВФ, ППК, Банк России, информационные и рейтинговые агентства.

Указанный порядок касается периода с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г.

Постановление вступает в силу с даты опубликования.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 марта 2022 г.

 

Постановление Правления Пенсионного фонда России от 7 декабря 2021 г. N 393п

"Об утверждении Примерной формы комплексного запроса, Порядка приема комплексного запроса и предоставления государственных услуг на основании комплексного запроса, Перечня государственных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на основании комплексного запроса"

 

Граждане могут получить сразу несколько госуслуг ПФР при однократном обращении по комплексному запросу.

С 1 января 2022 г. ПФР и его территориальные органы вправе предоставлять гражданам одновременно несколько госуслуг на основании комплексного запроса.

В связи с этим ПФР утвердил:

- примерную форму комплексного запроса;

- порядок приема комплексного запроса и предоставления госуслуг на его основании;

- перечень госуслуг, предоставляемых по комплексному запросу.

Комплексный запрос можно подать непосредственно в территориальный орган ПФР, направить по почте или через Госуслуги.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 марта 2022 г. N 67722.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 марта 2022 г.

 

Решение Банка России от 11 марта 2022 г.

"Решение Совета директоров Банка России от 11 марта 2022 года"

 

ЦБ запретил банкам брать комиссию с физлиц за снятие иностранной валюты со вкладов и счетов.

C 11 марта до 9 сентября 2022 г. ЦБ запретил кредитным организациям взимать с физлиц комиссию:

- при выдаче наличной иностранной валюты со вкладов или счетов в иностранной валюте;

- за конвертацию иностранной валюты в доллары США при выдаче физлицам наличной иностранной валюты со вкладов или счетов в иностранной валюте.

Комиссии, полученные с 9 марта, должны быть возвращены физлицу по его заявлению.

 

Информация Банка России от 11 марта 2022 г.

"Банк России уточнил временный порядок выдачи средств с валютных вкладов и счетов граждан, действующий до 9 сентября 2022 года"

 

Изменен временный порядок выдачи средств с валютных вкладов и счетов граждан.

До 9 сентября 2022 г. действует особый временный порядок выдачи средств с валютных вкладов и счетов граждан. Банк России уточнил его.

Наличная валюта со счетов, открытых до 9 марта, выдается в долларах США по курсу банка. При этом выплачиваемая физлицу сумма не может быть меньше той, что рассчитана на день выплаты по официальным курсам иностранных валют Банка России для конвертации иных валют в доллары США.

Начиная с 9 марта выплаты в рублях со счетов в иностранной валюте производятся без ограничений по курсу банка. Выплачиваемая сумма не может быть меньше той, что рассчитана на день выплаты по официальным курсам иностранных валют Банка России для конвертации иных валют по отношению к рублю.

Кроме того, временный порядок начиная с 12 марта дополнен нормами в отношении перевода средств без открытия банковского счета и средств, учитываемых банками как остаток на электронных кошельках.

Средства, полученные в качестве перевода из банка за рубежом, а также с электронных кошельков, выдаются только в рублях. Конвертация производится по курсу банка, а выплачиваемая сумма не может быть меньше той, что рассчитана на день выплаты по официальным курсам иностранных валют ЦБ РФ для конвертации иных валют по отношению к рублю.

Средства, не востребованные получателями переводов без открытия счета, учитываются банками до момента выдачи их получателю либо возврата плательщику по его требованию.

 

Информационное сообщение Банка России от 11 марта 2022 г.

"Банк России временно до 9 сентября 2022 года запретил банкам брать комиссию за выдачу наличной валюты физическим лицам"

 

Гражданам вернут комиссию за снятие наличных долларов начиная с 9 марта и не будут взимать комиссию до 9 сентября.

До 9 сентября 2022 г. банкам запретили брать комиссию с граждан:

- при выдаче долларов со вкладов или счетов в инвалюте (независимо от валюты счета или вклада);

- за конвертацию инвалют в доллары, если конвертация проводится для последующей выдачи наличных долларов.

Комиссии, полученные с 9 марта 2022 г. при выдаче гражданам наличной валюты, будут возвращать в течение 3 дней по заявлениям клиентов. Оговорены особенности возврата в зависимости от суммы выдачи.

 

Указ Мэра Москвы от 14 марта 2022 г. N 14-УМ

"О признании утратившими силу отдельных положений указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ"

 

В Москве отменяется масочный режим.

Принято решение отменить масочный режим в Москве.

Кроме того, отменяется запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе; отменяется соблюдение социального дистанцирования и соблюдение работодателями требований по обеспечению измерения температуры тела работников при допуске на рабочие места.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 марта 2022 г.

ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Приказ ФНС России от 1 декабря 2021 г. N ЕД-7-3/1045@

"Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в электронной форме"

 

Новая форма расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин.

ФНС обновила форму и электронный формат расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним.

Форма расчета дополнена разделом для указания сведений о соглашении о защите и поощрении капиталовложений. На плательщиков, заключивших такие соглашения, не распространяются акты об увеличении ставок утилизационного сбора (в течение 3 лет со дня их вступления в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 марта 2022 г. N 67687.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 марта 2022 г.

 

Приказ ФНС России от 1 декабря 2021 г. N ЕД-7-3/1044@

"Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в электронной форме"

 

Расчет утилизационного сбора: новые форма и формат.

Обновлены форма и формат расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним. Это связано в т. ч. с поправками к НК РФ об уплате сбора лицами, которые заключили соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Ранее утвержденные форма и формат признаны утратившими силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 марта 2022 г. N 67686.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 марта 2022 г.

 

Указание Банка России от 11 марта 2022 г. N 6087-У

"О порядке отражения кредитными организациями на счетах бухгалтерского учета предоставленных кредитов, приобретенных прав требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, производных финансовых инструментов, привлеченных кредитов и депозитов, выпущенных облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов, оцениваемых по справедливой стоимости, внебалансовых требований и обязательств по сделкам с ценными бумагами, совершаемым на возвратной основе, требований и обязательств по производным финансовым инструментам и прочим договорам (сделкам), по которым расчеты и поставка осуществляются не ранее следующего дня после дня заключения договора (сделки)"

 

Банки получили послабления в учете отдельных финансовых инструментов, внебалансовых требований и обязательств.

На период до конца 2022 г. ЦБ РФ определил особенности отражения кредитной организацией на счетах бухучета предоставленных кредитов, приобретенных прав требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, производных финансовых инструментов, привлеченных кредитов и депозитов, выпущенных облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов, оцениваемых по справедливой стоимости, внебалансовых требований и обязательств по сделкам с ценными бумагами, совершаемым на возвратной основе, требований и обязательств по производным финансовым инструментам и прочим договорам (сделкам), по которым расчеты и поставка выполняются не ранее следующего дня после дня заключения договора (сделки).

Решение о применении особенностей принимается однократно органом управления в отношении отдельных финансовых инструментов, оцениваемых по справедливой стоимости, и внебалансовых требований и обязательств.

Финансовые инструменты и внебалансовые требования и обязательства, числящиеся в бухучете на 18 февраля 2022 г., с даты принятия решения оцениваются по справедливой стоимости, сложившейся на эту дату.

Финансовые инструменты и внебалансовые требования и обязательства, признанные в бухучете в период с 18 февраля по 31 декабря 2022 г., оцениваются по стоимости, сложившейся на дату их первоначального признания.

Приведены требования к переоценке финансовых инструментов, внебалансовых требований и обязательств.

Указание вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31 декабря 2022 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 марта 2022 г. N 67719.

Опубликовано на сайте Банка России (http://www.cbr.ru) 15 марта 2022г., в "Вестнике Банка России" от 17 марта 2022 г. N 17

 

Приказ ФНС России, ФТС России от 24 января 2022 г. N ЕД-7-15/38@/41/ЕД-7-15/38@/41 "Об утверждении формата представления налогоплательщиком транспортного, перевозочного документа, указанного в абзаце шестом пункта 1.2 и пункте 20 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме"

 

Обновлен формат транспортного, перевозочного документа для подтверждения обоснованности нулевой ставки НДС.

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) ж/д транспортом применяется нулевая ставка НДС. Чтобы подтвердить ее обоснованность, в налоговые органы можно направить транспортный, перевозочный документ в электронном виде.

ФНС и ФТС утвердили новый формат такого документа.

Прежний формат признан утратившим силу.

Приказ вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 марта 2022 г. N 67764.

 

Вопрос – ответ

 

Вопрос. На какой коэффициент ООО ежегодно обязано индексировать заработную плату в соответствии с законодательством? Какую ответственность несет ООО за невыполнение индексации или выполнение индексации зарплаты с заниженным коэффициентом? Какие законодательные и нормативные акты регламентируют индексацию зарплаты? Кто осуществляет контроль и кто может штрафовать (размер штрафов) за невыполнение индексации?

 

Ответ. По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Обязанности работодателя руководствоваться какими-либо коэффициентами, в том числе величиной инфляции, для определения размера индексации трудовым законодательством не установлено. Размер индексации работодатель определяет самостоятельно.

Требование об обязанности работодателя определить порядок индексации заработной платы, а также фактически проводить индексацию установлено ст. 134 ТК РФ. За неисполнение требований ст. 134 ТК РФ работодатель несет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 5.27, ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, а если индексация установлена коллективным договором, но фактически не проводится, то еще и ст. 5.31 КоАП РФ. Надзор за соблюдением данного требования осуществляют территориальные органы Роструда - государственные инспекции труда в субъекте РФ, а также органы прокуратуры.

Обоснование позиции:

Согласно ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Работодатель вправе самостоятельно определять размер индексации. Обязанности руководствоваться величиной инфляции для определения размера индексации у работодателя нет. Из формулировки ст. 134 ТК РФ следует, что рост потребительских цен на товары и услуги является основанием (причиной) проведения индексации заработной платы работников, однако в законе не говорится о том, что исходя из инфляции должен определяться и размер индексации.

О том, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, вправе самостоятельно устанавливать размеры индексации, Конституционный Суд РФ говорил в определениях от 29.05.2019 N 1269-О и от 17.07.2014 N 1707-О. Аналогичный тезис содержится и в п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 за 2017 год (далее - Обзор).

Суды общей юрисдикции преимущественно также признают отсутствие у работодателя обязанности руководствоваться величиной инфляции для определения размера индексации (смотрите определение Тамбовского областного суда от 04.06.2018 N 33-1644/2018, определение Ленинградского областного суда от 22.06.2016 N 33-3685/2016). Этой позиции придерживаются и многие специалисты Роструда (смотрите ответ 6, ответ 7 с портала "Онлайнинспекция.РФ").

Конституционный Суд РФ в определении от 17.06.2010 N 913-О-О разъяснил, что работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, что обеспечивает им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. В частности, работодатель вправе установить в качестве условия проведения индексации наличие у него соответствующей возможности или достижение тех или иных финансовых показателей (смотрите определение Приморского краевого суда от 23.10.2018 N 33-10242/2018).

Отметим, что если экономические показатели, перечисленные в коллективном договоре (соглашении, локальном нормативном акте) в качестве условий повышения зарплаты, не достигнуты, отсутствие индексации нарушением прав работника не является (определения Санкт-Петербургского городского суда от 13.02.2018 N 33-3593/2018, Иркутского областного суда от 18.08.2016 N 33-10587/2016, Свердловского областного суда от 27.08.2015 N 33-12119/2015, Иркутского областного суда от 12.08.2015 N 33-6721/2015, Верховного Суда Республики Башкортостан от 27.01.2015 N 33-830/2015, Приморского краевого суда от 13.08.2014 N 33-7010, решение Ульяновского областного суда от 18.08.2016 N 7-314/2016).

Согласно п. 10 Обзора работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе самостоятельно определять перечень выплат, подлежащих индексации. Как указал Минтруд России в письме от 24.12.2018 N 14-1/ООГ-10305, индексация может проводиться как в отношении всей заработной платы, так и в отношении только некоторых ее элементов (например, оклада). Увеличение только стимулирующих выплат специалистами Роструда также признается допустимым способом исполнения требований ст. 134 ТК РФ (смотрите консультации с портала "Онлайнинспекция.РФ").

Трудовое законодательство никаких требований к периодичности проведения индексации не предъявляет.

Тем не менее в разъяснениях специалистов Роструда нередко можно встретить указание на необходимость ежегодной индексации заработной платы (смотрите ответ 1, ответ 2 с портала "Онлайнинспекция.РФ").

Вместе с тем в п. 10 Обзора указано, что работодатель вправе самостоятельно избрать периодичность индексации в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности. В частности, судами признаются правомерными условия о проведении индексации реже чем раз в год (смотрите, например, определения Верховного Суда Республики Алтай от 26.04.2017 N 33-515/2017, Ленинградского областного суда от 18.09.2013 N 33-4335/2013). Точка зрения о возможности работодателя самостоятельно определять периодичность индексации распространена и среди специалистов Роструда (смотрите ответ 3, ответ 4, ответ 5 с портала "Онлайнинспекция.РФ").

Каких-либо требований к срокам индексации закон также не устанавливает, в связи с чем работодатель может определить любую дату ее проведения.

Надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет Государственная инспекция труда в субъекте РФ. Также проверку соблюдения требований трудового законодательства вправе провести органы прокуратуры.

Отсутствие у работодателя локального нормативного акта или коллективного договора, регулирующих порядок индексации, квалифицируется как правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (решения Московского горсуда от 10.07.2019 N 7-6499/2019, от 10.09.2015 N 7-9383/15, Новосибирского облсуда от 06.03.2018 N 7-96/2018, Архангельского облсуда от 09.06.2015 N 7р-348/2015, Верховного Суда Республики Карелия от 02.03.2015 N 21-84/2015). Такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.

Отдельным правонарушением является непроведение индексации. Такие действия также образуют состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (смотрите письма Минтруда России от 26.12.2017 N 14-3/В-1135, Роструда от 19.05.2020 N ПГ/24272-6-1). При этом если порядок индексации определен в локальном акте, но фактически не проводится, это расценивается инспекциями труда как нарушение работодателем обязанности по своевременной и в полном объеме выплате заработной платы. Ответственность за неполную выплату в установленный срок заработной платы предусмотрена ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей. Поэтому привлечение работодателя к ответственности именно по этой части представляется более логичным.

Примеры именно такой квалификации соответствующего бездействия работодателя можно встретить и в судебной практике (решение Инжавинского райсуда Тамбовской области от 28.02.2019 N 12-9/2019). В пользу этого вывода можно привести также и подготовленный Рострудом Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: в нем указывается на возможность привлечения работодателя к ответственности за неисполнение требований ст. 134 ТК РФ по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Отметим также, что в случае несоблюдения работодателем установленного порядка индексации у работника имеются уже вполне реальные шансы добиться в суде взыскания недоплаченной в связи с этим заработной платы (определения Верховного Суда Республики Бурятия от 22.05.2017 N 33-1979/2017, Омского облсуда от 01.10.2014 N 33-6066/2014, Хабаровского краевого суда от 15.08.2014 N 33-5093/2014). Однако нужно учитывать, что неисполнение работодателем своей обязанности по индексации заработной платы длящимся нарушением не является, поскольку спорная сумма при таких обстоятельствах не является начисленной (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 за 2017 год, определения Санкт-Петербургского горсуда от 24.11.2016 N 33-24054/2016, Смоленского облсуда от 17.11.2015 N 33-3978/2015, Верховного Суда Республики Мордовия от 30.04.2015 N 33-918/2015, Приморского краевого суда от 13.08.2014 N 33-7011, Рязанского облсуда от 23.07.2014 N 33-1405).

Отдельного внимания заслуживает вопрос о квалификации непроведения работодателем индексации в ситуациях, когда ее порядок определен коллективным договором. В такой ситуации бездействие работодателя подпадает еще и под ст. 5.31 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за невыполнение работодателем обязательств по коллективному договору, соглашению и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

В данном случае административное наказание должно назначаться по правилам ст. 4.4 КоАП РФ. Согласно части 2 указанной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Поскольку ст. 5.27 КоАП РФ содержит более строгие санкции, чем ст. 5.31 КоАП РФ, применяться должна именно она (письма Минтруда России от 26.12.2017 N 14-3/В-1135, Роструда от 19.05.2020 N ПГ/24272-6-1).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Иванова Инна

 

Ответ прошел контроль качества

 

11 марта 2022 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"

 

Материалы прессы

 

  • Оформление больничных листов и электронный документооборот с ФСС с 2022 года (журнал "БУХ.1С", N 2, февраль 2022 г.)
     
  • Проведение проверок трудовой инспекцией: что изменилось (журнал "БУХ.1С", N 2, февраль 2022 г.)
     
  • Организация системы внутреннего контроля кредиторской задолженности (Л.Б. Сунгатуллина, Р.Р. Агзямова, журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 2, февраль 2022 г.)

 

Информационный блок "Библиотека консультаций. Кадры"

 

Материалы прессы

 

  • Управление оплатой труда персонала предприятий с учетом тенденций рынка труда (Т.А. Костенькова, журнал "Экономика труда", N 2, февраль 2022 г.)
     
  • Трансформация охраны труда в условиях цифровой экономики (Н.А. Самарская, журнал "Экономика труда", N 2, февраль 2022 г.)
     
  • Увольнения - значимые случаи судов (М. Кузина, журнал "Управление персоналом", N 3, февраль 2022 г.)

 

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: Организация, применяющая общую систему налогообложения, исправила существенную ошибку прошлых периодов 2018, 2019, 2020 годов из-за доначисления налога на имущество по кадастровой стоимости. Организация оформила проводки в бухгалтерском учете в периоде обнаружения ошибки в 2021 году. Входящие остатки по счетам 68 и 84 в балансе за 2021 год корректируются ретроспективно вручную. Налоговые декларации по налогу на имущество за 2018-2020 годы по требованию налоговой инспекции были пересданы. Должна ли организация пересдавать декларации по налогу на прибыль за 2018, 2019, 2020 годы, учитывая, что 2018-2021 годы убыточные? В каком периоде нужно оформлять корректировочные проводки в налоговом учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.)
     
  • Вопрос: Вправе ли работодатель разработать одну инструкцию по охране труда для всех офисных работников? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.)
     
  • Вопрос: Организация (ООО) на общей системе налогообложения имеет убытки прошлых налоговых периодов, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ. В отчетных периодах 2021 года (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) организация направляла на уменьшение налоговой базы (в размере 50%) убытки прошлых лет. По итогам 2021 года организацией получена небольшая прибыль. Может ли организация принять решение по итогам прошлого налогового периода не уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на убытки прошлых лет? Если да, то нужно ли в таком случае подавать уточненные декларации за отчетные периоды 2021 года без уменьшения налоговой базы на сумму убытков прошлых лет и доплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.)
     
  • Вопрос: На какую подстатью КОСГУ отнести расходы на консервацию объекта культурного наследия? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.)

ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2022 г. N 10-П

"По делу о проверке конституционности абзаца второго части третьей статьи 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.Н. Елисеева"

 

КС РФ: правила о запрете на поворот исполнения решения суда по трудовым спорам надо дополнить!

ГПК РФ запрещает поворот исполнения решения суда в определенных случаях.

В частности, такое не допускается, когда в кассации или в надзоре отменяют решение по делу о взыскании денег в трудовом споре. Акт не отменят, если он не был основан на предоставленных истцом ложных сведениях или подложных документах.

Эта норма признана неконституционной, т. к. она допускает поворот решения по трудовым спорам в случае, если его отменили по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Причем отмена допускается, даже когда само наличие трудовых отношений не опровергли, а решение не было основано на предоставленных гражданином ложных сведениях или подложных документах. Тем самым нарушается принцип равенства.

Законодатель должен внести необходимые поправки, чтобы ликвидировать пробел. До такой корректировки упомянутый запрет на поворот исполнения применяется и в указанных случаях, когда решение отменяют по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 марта 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2022 г. N 393

"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли"

 

Льготные кредиты системообразующим предприятиям и субсидии банкам, выдавшим их: определены условия кредитования и субсидирования.

Системообразующие предприятия промышленности и торговли смогут получить кредиты по льготной ставке 11% на пополнение оборотных средств. Для одного предприятия предусматривается до 10 млрд руб. на один год, для группы лиц одной системообразующей организации - до 30 млрд руб. Недополученные доходы российских банков будут возмещены за счет федеральных субсидий.

Правительство определило условия кредитования, а также порядок и условия субсидирования. В частности, субсидии предоставляются Минпромторгом ежемесячно на основании заявки в размере, рассчитанном исходя из 12% годовых, начисленных на остаток основного долга. Заемщики, претендующие на льготный кредит, включаются в реестр потенциальных заемщиков получателем субсидии.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 марта 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2022 г. N 390

"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

 

Кабмин уточнил ограничения по экспорту, введенные в условиях санкций.

Уточнено, в каких случаях не действует введенный по 31 декабря 2022 г. запрет на вывоз из России отдельных категорий товаров. Установлено, что по решению Правительства РФ могут предоставляться временные разрешения на вывоз. Дополнен перечень товаров, запрещенных к экспорту. В частности, включены отдельные виды медизделий, лабораторного оборудования, продукции из пластмассы, изделия из вулканизованной резины.

Скорректирован порядок применения действующего до конца 2022 г. разрешительного порядка вывоза сельхозтехники, транспортных средств и комплектующих, телекоммуникационного оборудования и некоторых иных товаров. Это касается вывоза только за пределы территории России в государства ЕАЭС. Об Абхазии и Южной Осетии речь больше не идет. Перечни товаров скорректированы. Разрешительный порядок вывоза распространен в т. ч. на отдельные товары медицинского назначения. Приведен перечень. Разрешения будет выдавать Росздравнадзор.

Дополнен перечень товаров, которые до конца 2022 г. запрещено вывозить в Австралию, Канаду, США, Сингапур, Украину, Черногорию, Швейцарию, Японию, Корею, Норвегию и ряд других недружественных стран. Уточнено, в каких случаях запрет не действует.

Признано утратившим силу постановление о запрете на вывоз из России медицинских изделий, произведенных в иностранных государствах, которые решили ввести в отношении России санкции, и ранее ввезенных с соответствующих территорий.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 марта 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 14 марта 2022 г. N 366

"Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место"

 

Работодатели должны выполнять квоту для приема на работу инвалидов.

Правительство урегулировало порядок выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов.

Работодатель рассчитывает квоту ежегодно до 1 февраля исходя из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года.

Квота считается выполненной в следующих случаях:

- наличие трудового договора (в т. ч. срочного) с инвалидом у работодателя;

- наличие трудового договора в рамках соглашения с иной организацией или ИП о трудоустройстве инвалидов.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 марта 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 353

"Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году"

 

Действие ряда разрешительных документов автоматически продлено, а некоторые лицензии можно будет получить в 2022 г. в упрощенном порядке.

На 12 месяцев продлевается действие разрешений, сроки действия которых истекают в период по 31 декабря 2022 г. Речь идет, в частности, о лицензиях на производство и оборот алкогольной продукции, на теле- и радиовещание, о сертификатах соответствия аэродромов, о сертификатах СТ-1.

Также определено, для каких лицензиатов на 12 месяцев продлевается срок для периодического (первичного) подтверждения соответствия лицензионным требованиям. Это, например, производители лекарств, субъекты, занимающиеся деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Отдельные разрешительные документы можно будет получить или переоформить в 2022 г. в упрощенном порядке.

Госорганы наделяются полномочиями принимать решения о сокращении сроков услуг в сфере разрешительной деятельности, о сокращении обязательных требований или перечня документов, предоставляемых для лицензирования, об отмене оценки соответствия обязательным требованиям.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 марта 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 340

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783"

 

Подрядчикам спишут штрафы за нарушение обязательств по госконтрактам из-за санкций.

Кабмин сделал бессрочным порядок списания штрафов и пеней с подрядчиков, нарушивших обязательства по государственному или муниципальному контракту из-за внешних санкций.

Для списания пеней и штрафов необходимо представить заказчику письменное обоснование, подтверждающее нарушение обязательств из-за внешних санкций, с приложением документов (при их наличии).

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 марта 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 339

"О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления"

 

Правительство установило особенности закупок у единственного поставщика и порядок их осуществления.

По 31 декабря 2022 г. заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных, региональных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного актами Правительства, высшего органа госвласти региона или муниципальным правовым актом местной администрации.

Определены случаи, в которых подготавливаются указанные акты, и их содержание. При осуществлении закупки у единственного поставщика в контракте указывается случай, на основании которого подготовлен акт и в соответствии с которым осуществляется закупка. Обоснование цены контракта является его неотъемлемой частью. Исполнение контракта, включение информации и документов о нем в реестр контрактов происходят в порядке, установленном для контракта, заключенного по результатам закупки. Не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, уведомление о закупке с копией заключенного контракта направляется в уполномоченный орган госвласти.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 марта 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 337

"Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

 

Кабмин определил отрасли для предоставления кредитных каникул МСП.

Утвержден перечень отраслей в сфере малого и среднего предпринимательства, представители которых смогут взять отсрочку по возврату кредита или уменьшить размер платежей в течение льготного периода. Речь идет о заемщиках, заключивших кредитный договор до 1 марта 2022 г. Обратиться за отсрочкой или уменьшением размера платежей можно до 30 сентября 2022 г. Максимальный срок кредитных каникул - 6 месяцев.

Такую поддержку смогут получить организации из сфер сельского и лесного хозяйства, торговли, гостиничного бизнеса, общественного питания, информационных технологий и связи, образования, культуры, туризма, спорта, организации досуга и развлечений. Также в перечень вошли обрабатывающие производства, в т. ч. производство продуктов питания, лекарств, одежды, мебели, электрооборудования, ТС и оборудования, бытовой химии, бумаги и бумажных изделий.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 марта 2022 г.

 

Приказ Минфина России от 5 марта 2022 г. N 30н

"О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

Минфин распространил преференции на товары из ДНР и ЛНР в рамках госзакупок по 44-ФЗ.

Президентом были предусмотрены меры гуманитарной поддержки населения отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. В частности, товары из этих районов допущены к государственным и корпоративным закупкам наравне с российскими.

В связи с этим Минфин распространил условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы таких государств, в целях закупок товаров для госнужд на товары, происходящие из Донецкой и Луганской Народных Республик.

В рамках закупок их участникам предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15% и 20% в отношении отдельных видов товаров. Уточнены перечни такой продукции.

Подтверждением страны происхождения товаров является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 марта 2022 г. N 67678.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 марта 2022 г.

 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 февраля 2022 г. N 7

"О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74"

 

Пересмотрена классификация объектов для определения размера санитарно-защитной зоны.

Обновлена санитарная классификация промышленных и иных объектов, в зависимости от которой устанавливается размер санитарно-защитной зоны.

Утратили силу рекомендуемые минимальные разрывы от трубопроводов для сжиженных углеводородных газов, от компрессорных станций, от газопроводов низкого давления, от нефтеперекачивающих станций, а также рекомендуемые минимальные расстояния от наземных магистральных газопроводов, не содержащих сероводород, и от магистральных трубопроводов для транспортирования нефти.

Постановление вступает в силу с 13 марта 2022 г. и действует до 1 января 2025 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 марта 2022 г. N 67699.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 марта 2022 г.

 

Информация Минпромторга России от 16 марта 2022 г.

"Минпромторг России утвердил порядок выдачи разрешений на вывоз промышленной продукции за пределы России"

 

Минпромторг определил порядок выдачи разрешений на вывоз промышленной продукции из России в ЕАЭС, Абхазию и Южную Осетию.

До конца 2022 г. Правительство ввело разрешительный порядок вывоза из России в ЕАЭС, Абхазию и Южную Осетию отдельных видов промышленной продукции. Требование не распространяется на товары, произведенные в России, и имеющие сертификат о происхождении по форме CT-1.

Минпромторг подготовил порядок выдачи соответствующих разрешений. Они будут выдаваться структурными подразделениями ведомства на основании заявления, к которому прилагаются копии контрактов и справка о промышленной продукции. Также предусмотрено наличие дополнительных сведений в т. ч. для продукции с/х, пищевого, строительно-дорожного машиностроения, авиапромышленности и станкостроения.

Заявление и документы регистрируются в день поступления в Министерство и в течение рабочего дня передаются на рассмотрение в профильный департамент. Их проверяют 5 рабочих дней. При некомплектности или недостоверности сведения уточняются. Неустранение выявленных нарушений в срок и (или) наличие критического недостатка промышленной продукции в стране являются основаниями для отказа в выдаче разрешения на вывоз. При соблюдении процедуры заявитель получает такое разрешение.

 

Информация Федеральной нотариальной палаты от 16 марта 2022 г.

"Изменения в порядке удостоверения сделок с иностранным элементом"

 

О нотариальном удостоверении сделок по отчуждению недвижимости и ценных бумаг с участием нерезидентов.

Для удостоверения сделки по отчуждению недвижимости или ценных бумаг, где одной из сторон выступает нерезидент РФ, нотариус обязан проверить, относится ли страна гражданства заявителя к недружественным государствам. Если относится, то нотариус должен запросить у заявителя разрешение Правительственной комиссии на сделку.

Это не касается оформления наследственных прав, отчуждения долей в уставном капитале ООО, а также выдачи доверенностей на совершение сделок, для которых необходимо разрешение Правительственной комиссии.

 

Вопрос – ответ

 

Вопрос. Между Обществом-1 и Обществом-2 заключен договор купли-продажи товара (труба). Договор вступает в силу с даты его подписания обеими сторонами, действует по 31.12.2021 и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 30.08.2021, но до исполнения сторонами обязательств, возникших до указанной даты. В спецификации к договору определен срок поставки: до 31.12.2021 (с правом досрочной поставки). Общество-1 передало Обществу-2 товар (труба) в 2021 году, при этом документы (ТОРГ-12, счет-фактура) в соответствии с условиями договора не оформлялись.

Необходимо ли оформить дополнительное соглашение о пролонгации договора для выставления счетов-фактур и ТОРГ-12 в 2022 году за реализованный товар, который фактически передан Обществу-2 в августе-сентябре 2021 года?

 

Ответ. В силу п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 307 ГК РФ договор порождает обязательства сторон. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

 

Согласно п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. К прекращению обязательства приводит его надлежащее исполнение (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Однако срок исполнения обязательств по договору не тождествен сроку действия договора. Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, что, как правило, предшествует началу исполнения обязательств. А в силу п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором такое условие отсутствует, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

 

В рассматриваемой ситуации в договоре содержится условие, что он действует в любом случае до исполнения сторонами обязательств (т.е. и после окончания срока действия договора, если обязательства не исполнены).

 

Вместе с тем обязанность продавца по выставлению в адрес покупателя счета-фактуры и передаче покупателю товарной накладной не имеет прямого отношения к предмету договора поставки и исполнению договорных обязательств.

 

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счет-фактура выставляется не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

 

Согласно части 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" товарная накладная как первичный учетный документ должна быть составлена при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

 

Таким образом, в рассматриваемой ситуации для оформления счетов-фактур и товарных накладных необходимость в заключении дополнительного соглашения о пролонгации договора отсутствует.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Ассоциации "Содружество" Иванкова Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

11 марта 2022 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека юриста"

 

Материалы прессы

 

  • Права лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, вне рамок обособленного спора (Е.Н. Лукьянчикова, журнал "Законодательство", N 2, февраль 2022 г.)
     
  • Взыскание расходов в связи с обращением к финансовому уполномоченному: проблемы судебной практики (Д.Е. Зайков, журнал "Законодательство", N 2, февраль 2022 г.)
     
  • Решение единственного участника хозяйственного общества: новые позиции законодательства и судебной практики (М.Н. Илюшина, журнал "Нотариальный вестник", N 12, декабрь 2021 г.)
     
  • Выбор судебных способов защиты от распространения недостоверной, порочащей информации в сети "Интернет" (С.Т. Багыллы, Р.К. Петручак, журнал "Образование и право", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Преступность и судебно-уголовная политика (М.М. Бабаев, Ю.Е. Пудовочкин, журнал "Журнал российского права", N 12, декабрь 2021 г.)
     
  • Передача притязания об истребовании вещи как способ внесения вклада в уставный капитал ООО (Д.В. Лоренц, журнал "Нотариальный вестник", N 12, декабрь 2021 г.)
     
  • Проблемы освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа за преступления с формальными составами (Д.А. Гарбатович, журнал "Уголовное право", N 2, февраль 2022 г.)
     
  • Новые конституционные ценности: концепция устойчивого экономического роста с точки зрения юридической капитализации (Г.А. Гаджиев, журнал "Журнал российского права", N 1, январь 2022 г.)

 

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: Покупатель предварительно оплатил товар на основании счета поставщика, при этом договор между сторонами не заключался. В счете указаны наименование товара и количество. Условие о месте, где должен быть передан покупателю товар, и способ передачи не определены. Покупатель и поставщик являются юридическими лицами. Поставщик сообщил, что не может исполнить обязательство по поставке товара. Покупатель планирует вернуть деньги. Вправе ли покупатель требовать от поставщика возврата суммы, а также возмещения убытков? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.)
     
  • Вопрос: В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены ограничения допуска происходящих из иностранных государств товаров, работ, услуг к закупкам, осуществляемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Каким образом возможно реализовать требования перечисленных постановлений, если закупка совершается у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с применением ЕАТ "Березка"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.)

АРХИВ Выпусков

20 мая 2022 г.    Выпуск №    19 (819)
13 мая 2022 г.    Выпуск №    18 (818)
6 мая 2022 г.    Выпуск №    17 (817)
29 апреля 2022 г.    Выпуск №    16 (816)
22 апреля 2022 г.    Выпуск №    15 (815)
15 апреля 2022 г.    Выпуск №    14 (814)
8 апреля 2022 г.    Выпуск №    13 (813)
1 апреля 2022 г.    Выпуск №    12 (812)
25 марта 2022 г.    Выпуск №    11 (811)
18 марта 2022 г.    Выпуск №    10 (810)
11 марта 2022 г.    Выпуск №    9 (809)
5 марта 2022 г.    Выпуск №    8 (808)
25 февраля 2022 г.    Выпуск №    7 (807)
18 февраля 2022 г.    Выпуск №    6 (806)
11 февраля 2022 г.    Выпуск №    5 (805)
4 февраля 2022 г.    Выпуск №    4 (804)
28 января 2022 г.    Выпуск №    3 (803)
21 января 2022 г.    Выпуск №    2 (802)
14 января 2022 г.    Выпуск №    1 (801)
30 декабря 2021 г.    Выпуск №    51 (800)
24 декабря 2021 г.    Выпуск №    50 (799)
17 декабря 2021 г.    Выпуск №    49 (798)
10 декабря 2021 г.    Выпуск №    48 (797)
3 декабря 2021 г.    Выпуск №    47 (796)
26 ноября 2021 г.    Выпуск №    46 (795)
19 ноября 2021 г.    Выпуск №    45 (794)
12 ноября 2021 г.    Выпуск №    44 (793)
3 ноября 2021 г.    Выпуск №    43 (792)
29 октября 2021 г.    Выпуск №    42 (791)
22 октября 2021 г.    Выпуск №    41 (790)