ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
15 июля 2022 г. ВЫПУСК № 27(827)



Вести для Юриста Вести для Бухгалтера Вести для Каждого Архив Вестей

ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО

Указ Президента РФ от 11 июля 2022 г. N 440

"О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" и Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. N 187 "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке"

 

Граждане Украины, ДНР или ЛНР и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории ДНР, ЛНР или Украины, могут получить гражданство России в упрощённом порядке. Ранее такую возможность имели только граждане Украины, ДНР или ЛНР, постоянно проживающие на территории ДНР, ЛНР, Запорожской либо Херсонской области Украины.

Получить гражданство России в упрощённом порядке теперь могут граждане ДНР, ЛНР, Украины и лица без гражданства, имеющие миграционную карту. При этом граждане Украины и лица без гражданства должны постоянно проживать на территории ДНР, ЛНР или Украины.

Указ вступает в силу со дня подписания.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 11 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 294-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

 

Закон касается соцподдержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (т. е. лиц, достигших 18 лет), продолжающих обучение в школе. Это также лица, потерявшие во время обучения обоих родителей или единственного родителя.

Таких школьников решено зачислять на полное гособеспечение до завершения обучения. Что касается дополнительных гарантий по соцподдержке, то им должны предоставляться права, предусмотренные для аналогичной категории студентов техникумов, за исключением предоставления жилья.

Студенты техникумов, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, могут перейти с платного обучения на бесплатное.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ

"О российском движении детей и молодежи"

 

Основные цели деятельности движения - участие в воспитании детей, их профориентации и организации досуга, создание возможностей для всестороннего развития и самореализации, подготовка к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных ценностей, развитие творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, бережного отношения к природе, чувства личной ответственности перед нынешним и будущими поколениями за свою судьбу и судьбу Отечества.

Деятельность движения основывается на принципах добровольности участия в движении, равенстве прав участников движения и учёте их индивидуальных особенностей, открытости, непрерывности и систематичности деятельности движения, а также её преемственности по отношению к участникам движения разных возрастов.

За активность предусмотрены меры поощрения в виде дополнительного образования и путёвок в детские лагеря.

Участниками могут стать все школьники и студенты. Организацией их воспитания и досуга будут заниматься взрослые-наставники. В движении могут участвовать казачьи общества, общины коренных малочисленных народов и общественно полезные фонды.

Структура движения включает региональные, местные и первичные отделения, формируемые в каждом субъекте, муниципалитете в учреждениях начального, среднего и среднего профобразования, а также в организациях, работающих в сфере молодёжной политики, культуры и спорта.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 242-ФЗ

"О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения"

 

Ратифицирован Договор между Россией и Таджикистаном о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный 15 сентября 2021 г. в Душанбе.

Документ предусматривает распределение финансовой ответственности сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные на их территории. Он распространяется на лиц, являющихся гражданами РФ и Таджикистана, а также членов их семей. В его предмет входят все виды страховых пенсий, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, социальные пенсии, социальное пособие на погребение.

При переезде лица на постоянное место жительства в третье государство выплачиваться назначенная пенсия по его выбору будет назначившей ее стороной либо на территории этой стороны, либо переводиться на территорию другой стороны.

Порядок обращения за назначением пенсии и порядок ее выплаты будут определены административным соглашением по применению Договора.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2022 г. N 1247

"О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"

 

Уточнен порядок направления средств (части средств) маткапитала на улучшение жилищных условий.

Теперь при направлении таких средств на погашение ранее предоставленного займа на приобретение или строительство жилья лицо, получившее сертификат, представляет в ПФР только документ о получении денег от банка, изначально выдавшего ипотеку. Справка от рефинансирующего банка, подтверждающая направление средств на погашение первоначального кредита, в этом случае не требуется.

Также расширен перечень сведений, запрашиваемых ПФР в соответствующих органах при получении информации, влияющей на право получившего сертификат лица распоряжаться средствами (частью средств) маткапитала, до перечисления этих средств.

Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Приказ Федеральной налоговой службы от 29 апреля 2022 г. N ЕД-7-21/370@

"О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@"

 

Органы Росреестра передают налоговым органам сведения о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на него, сделках с ним и о владельцах объектов. ФНС скорректировала форму для представления данных, порядок ее заполнения и электронный формат.

Решено не указывать дату снятия земельного участка с кадастрового учета, материал наружных стен, количество этажей в здании, в т. ч. подземных, и пол физлиц. Дополнительно будут отражаться дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта, и способ ее определения.

Ряд поправок обусловлен созданием федеральной территории "Сириус".

Приказ вступает в силу с 1 апреля 2023 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 июля 2022 г., N 69214.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 11 июля 2022 г.

 

Приказ Федерального агентства по туризму от 8 июня 2022 г. N 252-Пр-22

"Об утверждении формы заявления о предоставлении субсидии из федерального бюджета туроператорам на возмещение затрат, понесенных при выполнении мероприятий по обеспечению вывоза из иностранных государств туристов, находящихся в соответствии с приобретенным туристским продуктом в иностранных государствах, связанных с ограничениями, вызванными недружественными действиями отдельных иностранных государств в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц, форм отчетов о туристах, возвращенных туроператором в Российскую Федерацию воздушным транспортом из государства временного пребывания"

 

В 2022 г. туроператорам возмещают затраты на вывоз туристов из-за рубежа в связи с закрытием воздушного пространства для российских самолетов.

Утверждены формы заявления на субсидию, а также отчетов о возвращенных туристах.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 июля 2022 г., N 69204.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 8 июля 2022 г.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2022 г. N 31-П

"По делу о проверке конституционности пунктов 11 и 12 части 1 статьи 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Ф."

 

Гражданка была принудительно помещена в психиатрическую больницу, но затем ее выписали. Впоследствии суд признал госпитализацию незаконной. Бывшая пациентка пыталась добиться уничтожения медкарты, так как это могло препятствовать ей в преподавательской деятельности и оформлении опекунства. Но суды ей отказали.

Конституционный Суд РФ признал нормы закона о хранении медкарт не соответствующими Конституции РФ, поскольку они не предусматривают внесения в них сведений о признании судом госпитализации незаконной. Несмотря на врачебную тайну, информация, особенно о психическом здоровье человека, и после решения суда может оставаться доступной для медиков и учитываться при выдаче справок и иных документов. Кроме того, само знание гражданина о существовании медкарты угнетает его ожиданием негативных последствий, что создает психологический дискомфорт, затрагивая в конечном итоге его достоинство.

Законодателю предписано внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, а до этого судебное решение необходимо незамедлительно отражать в медицинской документации, которая должна отличаться от текущей, а при дальнейшем хранении не использоваться для оценки психического состояния гражданина и выдачи справок.

Опубликовано на сайте Конституционного Суда РФ (ksrf.ru), на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 15 июля 2022 г.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 12 июля 2022 г. N 30-П

"По делу о проверке конституционности части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 7.1 Закона Смоленской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области" в связи с жалобой гражданина М.А. Стрельцова"

 

Две секции новостройки был введены в эксплуатацию с разницей в три года. Но МКД был включен в программу капремонта как единый объект с общим адресом, поэтому жителей обеих секций обязали одновременно уплачивать взносы на капремонт. При этом предусмотренную законом 3-летнюю отсрочку по взносам отсчитали с даты сдачи первой секции дома. В итоге жители более новой секции эту отсрочку не получили. Оспорить это не удалось.

Конституционный Суд РФ признал примененные нормы ЖК РФ не соответствующими Конституции РФ ввиду их неопределенности. Они не позволяют установить момент возникновения у собственников обязанности по уплате взносов на капремонт при поэтапной сдаче частей дома с общим адресом. Судебное истолкование понятия МКД, введенного в эксплуатацию, нарушает права жильцов секций, достроенных позднее. Законодателю предписано устранить возможность различного толкования оспариваемых норм и нарушение принципов равенства и справедливости. После этого дело заявителя должно быть пересмотрено.

Опубликовано на сайте Конституционного Суда РФ (ksrf.ru), на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2022 г. N 29-П

"По делу о проверке конституционности частей 1, 3 и 4 статьи 29 и пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Л.В. Зарубиной"

 

Конституционный Суд РФ проверил следующие нормы Закона о государственной гражданской службе. При изменении существенных условий служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении служащим деятельности без изменения должностных обязанностей допускается корректировка существенных условий служебного контракта. Если служащий не согласен на замещение должности и прохождение службы в том же или другом госоргане в связи с изменением существенных условий служебного контракта, то представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить. В случае письменного отказа служащего от предложенной должности служебный контракт прекращается.

Поводом послужила жалоба гражданки, которая работала референтом в департаменте госоргана. В ведомстве был создан новый департамент, которому переданы функции нескольких отделов и штат госслужащих. Гражданке предложили изменить условия служебного контракта, заняв должность советника отдела департамента со сходными обязанностями. Однако она не выразила согласия на замещение данной должности, поскольку последняя относится к ведущей группе, а замещаемая - к главной. Впоследствии гражданка была уволена. Она обратилась в суды, однако они ее не поддержали.

Конституционный Суд указал, что упомянутые нормы не предполагают изменения по инициативе представителя нанимателя существенных условий служебного контракта в связи с введением в штатное расписание госоргана взамен должности, замещаемой служащим, новой должности, относящейся к иной категории и (или) группе должностей, со сходными обязанностями. Также они не предполагают увольнения в связи с отказом служащего от замещения иной (нижестоящей) должности. При таком изменении в организационно-штатной структуре госоргана должны применяться правила, предусмотренные для случаев сокращения должностей.

Также отмечено, что изменение представителем нанимателя наименования должности возможно только в случае ее переименования в реестре должностей федеральной госслужбы и не должно приводить к отнесению ее к другой категории или группе. Перераспределение должностных обязанностей и исключение из штатного расписания замещаемой должности не может расцениваться в качестве изменения существенных условий служебной деятельности и не является основанием для одностороннего изменения условий служебного контракта.

Вынесенные в отношении гражданки судебные акты должны быть пересмотрены.

Опубликовано на сайте Конституционного Суда РФ (ksrf.ru), на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 12 июля 2022 г.

 

Распоряжение Правительства Москвы от 12 июля 2022 г. N 485-РП

"Об осуществлении единовременных выплат спортсменам - участникам открытых всероссийских спортивных соревнований "Зимние Игры Паралимпийцев "Мы вместе. Спорт", входившим от города Москвы в состав спортивных сборных команд Российской Федерации для участия в XIII Паралимпийских зимних играх 2022 года в городе Пекине (Китайская Народная Республика), и их тренерам"

 

В Москве принято решение о единовременных поощрительных выплатах столичным спортсменам, которые входили в состав сборной России на XIII Паралимпийских зимних играх 2022 года в Пекине (КНР) и участвовали в открытых всероссийских спортивных соревнованиях «Зимние игры паралимпийцев “Мы вместе. Спорт”».

Размер премиальных выплат составит:

- четыре миллиона рублей - спортсменам, завоевавшим звание чемпиона мира;

- 2,5 миллиона рублей - серебряным призерам;

- 1,7 миллиона рублей - бронзовым призерам.

Шести тренерам, принявшим участие в подготовке чемпионов и призеров чемпионатов мира, выплатят по 50 процентов от указанных сумм.

Опубликовано на официальном сайте Мэра Москвы http://www.mos.ru 13 июля 2022 г.

 

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 1 июля 2022 г. N 644

"О Референс-центре врожденных наследственных заболеваний, генетических отклонений, орфанных и других редких заболеваний"

 

Референс-центр выполняет функции городского центра и основан в целях координации деятельности по оказанию медицинской помощи детям в возрасте до 18 лет, имеющим место жительства в городе Москве, с врожденными, наследственными заболеваниями, генетическими отклонениями, орфанными и другими редкими заболеваниями, внедрения эффективных диагностических, хирургических и терапевтических методик обследования и лечения профильных пациентов.

Первичный плановый прием детей в Референс-центре проводится на основании направления медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную медицинскую помощь (форма N 057/у-04).

В Референс-центр могут переводиться профильные пациенты, ранее доставленные по витальным показаниям в другие стационары (при стабилизации состояния и возможности транспортировки), по согласованию с руководителем Референс-центра.

Опубликован на официальном сайте Департамента здравоохранения г. Москвы https://mosgorzdrav.ru 1 июля 2022 г.

ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 264-ФЗ

"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 1 статьи 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации"

 

Поправки обусловлены созданием Фонда пенсионного и социального страхования путем объединения ПФР и ФСС и направлены на распределение страховых взносов.

Так, в Фонд пенсионного и социального страхования на обязательное пенсионное страхование решено зачислять 72,8% взносов, на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 8,9%, в ФФОМС - 18,3%. Предусмотрено распределение страховых взносов в отношении выплат, получаемых прокурорами, сотрудниками Следственного комитета, судьями федеральных судов и мировыми судьями.

Кроме того, до 1 января 2023 г. приостановлено действие положения, согласно которому ПФР и ФСС составляют проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период и предоставляют их в уполномоченный орган власти, координирующий деятельность соответствующего фонда.

Проект бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ на 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг. будет составляться Минтрудом и вноситься им в Правительство РФ с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и другими документами, предоставляемыми одновременно с проектом этого бюджета.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ

"О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"

 

С 1 января 2023 г. создается единый Фонд пенсионного и социального страхования (Социальный фонд России, СФР) путем преобразования ПФР с присоединением к нему ФСС. Территориальные органы ПФР станут территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования, к ним присоединятся территориальные органы ФСС. В связи с реорганизацией не будет сокращена численность работников ПФР, ФСС, их территориальных органов и обособленных подразделений.

Создание Социальный фонд России позволит:

- централизовать на федеральном уровне услуги, предоставляемые государственными внебюджетными фондами;

- организовать единые офисы клиентского обслуживания;

- обеспечить централизацию госзакупок, бюджетного учета и отчетности, кадрового учета.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2023 г.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 239-ФЗ

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"

 

Изменен подход к начислению и уплате страховых взносов в связи с объединением ПФР и ФСС.

С 2023 г. действует единый тариф страховых взносов в пределах установленной единой предельной величины базы - 30%. 15,1% - сверх базы.

Все льготники собраны в 3 группы:

- субъекты МСП и "Сколково". Для них тариф составляет 15% с выплат свыше МРОТ. Льгота действует бессрочно;

- резиденты ТОР, свободного порта Владивосток, ОЭЗ в Калининградской области, СЭЗ Крыма и Севастополя, ИТ-компании и разработчики в сфере радиоэлектронной промышленности, аудиовизуальной продукции, организации, зарегистрированные на территории Курильских островов. Для них бессрочно действует тариф 7,6%. Для СОНКО и благотворительных организаций такой тариф вводится на 2023-2024 гг.;

- организации, в т. ч. участники специального административного района на территориях Калининградской области и Приморского края, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов. Для них тариф будет нулевым до 2027 г. включительно.

Для плательщиков без наемных работников вводятся страховые взносы на ОПС и ОМС в совокупном фиксированном размере 45 842 руб. за расчетный период 2023 г. с дохода в пределах 300 тыс. руб. С большего дохода дополнительно уплачиваются взносы на ОПС в размере 1%. При этом размер взносов на ОПС с дохода свыше 300 тыс. не может превышать 257 061 руб. за расчетный период 2023 г. Вводится особый порядок уплаты взносов с выплат следователям, прокурорам, судьям федеральных судов, мировым судьям. Установлены пониженные страховые взносы для студентов, работающих в студенческих отрядах.

Изменены сроки уплаты взносов и сдачи отчетности. Представляется единый расчет, направляются персонифицированные сведения о физлицах.

С 1 января 2023 г. для организаций и ИП на АвтоУСН будет действовать единый пониженный тариф взносов в размере 0%.

Закон вступает в силу с 1 января 2023 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 2025 г.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Приказ Федерального казначейства от 2 марта 2022 г. N 10н

"Об утверждении Порядка представления продавцами (исполнителями) в Государственную информационную систему электронных сертификатов сведений о принятии решения о продаже отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата"

 

В России создана государственная информационная система электронных сертификатов (ГИС ЭС), позволяющая получать господдержку на средства реабилитации. Ее оператором является Федеральное казначейство.

Ведомство утвердило порядок представления продавцами (исполнителями) в ГИС ЭС сведений о принятии решения о продаже отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата. В частности, принявший такое решение продавец (исполнитель) не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, представляет в информсистему необходимые сведения посредством личного кабинета. Определен перечень таких сведений. Изменения в представленные сведения вносятся продавцом (исполнителем) не позднее рабочего дня, следующего за днем их изменения.

В ГИС ЭС сведения или изменения в них включаются ее оператором не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 июля 2022 г., N 69225.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 июля 2022 г.

 

Вопрос-ответ

 

Вопрос: На каком счете (101 00 или 105 00) следует учитывать противопожарную дверь, приобретенную в рамках комплексного договора о закупке и установке?

 

Ответ: Решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н). Такое решение должно быть обоснованно и аргументированно с учетом действующих нормативных актов и положения учетной политики учреждения.

Объект имущества принимается к балансовому учету в качестве отдельного объекта основных средств, если он отвечает критериям отнесения соответствующего вида имущества к обособленным объектам основных средств, установленных Стандартом "Основные средства".

По нашему мнению, двери не могут выполнять самостоятельных функций. Фактически они являются конструктивным элементом здания. Поэтому комиссия может принять решение, что рассматриваемое имущество не может быть учтено в составе основных средств в качестве отдельных инвентарных объектов.

 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Учет расходов на приобретение и установку (замену) окон и дверей (для бюджетной сферы);

- Определитель КОСГУ для сложных ситуаций.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Панкова Мария

 

Ответ прошел контроль качества

 

21 июня 2022 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"

 

Книги

 

Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз: оценка таможенной стоимости: монография. - "Проспект", 2022 г.

В монографии рассматривается практика профессиональной оценки таможенной стоимости товаров в целях тарифного и нетарифного регулирования, проведения таможенно-валютного контроля, применения мер торговой защиты и ведения таможенной статистики. Главное внимание уделяется таким методам оценки товаров в таможенных целях, как рыночный (основной), сравнительные, затратные (расчётные) и репродуктивный. Особое место отводится декларированию и контролю таможенной стоимости товаров.

 

Демин А.В., Николаев А.В. Доктрина бенефициарного собственника в налоговом праве (монография). - "Проспект", 2022 г.

Монография посвящена эволюции доктрины бенефициарного собственника (фактического права на доходы) в международном налоговом праве и в национальных правопорядках, включая Россию. Концепт "beneficial owner" рассматривается как специальный антиуклонительный инструмент противодействия стратегии treaty shopping, т. е. злоупотреблениям положениями международных налоговых договоров. Генезис доктрины проанализирован с момента ее зарождения в трастовом праве стран англосаксонской правовой семьи до современной "эпохи BEPS".

 

Материалы прессы

 

  • О сроках оплаты договоров, независимых гарантиях и других новшествах для заказчиков (Г.Г. Зайцева, журнал "Руководитель автономного учреждения", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • Учитываем изменения при заполнении платежек с 1 мая 2022 года (Н. Туршатова, журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • Готовимся к отчетности за полугодие 2022 года (О. Соколова, журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • Списание кредиторской задолженности (А.Г. Снегирев, журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • Порядок оформления льгот по имущественным налогам (Е. Тарасова, журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • Особенности обработки персональных данных сотрудников (И.Е. Иванова, журнал "Руководитель бюджетной организации", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • Отмена плановых проверок бизнеса в 2022 году (журнал "БУХ.1С", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • Единый налоговый платеж в 2022 году (журнал "БУХ.1С", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • Оценка непрерывности деятельности в соответствии с международными стандартами аудита и национальными стандартами Российской Федерации (И.С. Егорова, журнал "Аудитор", N 5, май 2022 г.)

 

  • Проблемы сближения оценки финансовых активов коммерческих и некоммерческих организаций в РСБУ и МСФО (Т.Ю. Дружиловская, журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 10, май 2022 г.)

 

  • Госзакупки: как соблюсти баланс интересов заказчиков и поставщиков (О.В. Изутова, журнал "Бюджет", N 5, май 2022 г.)

 

Информационный блок "Библиотека консультаций. Кадры"

 

  • Можно ли оплачивать работу во время больничного? (С.В. Тяпухин, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • КС РФ запретил взыскивать с военнослужащих ошибочно выплаченные им надбавки (С.В. Тяпухин, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • Комментарий к Федеральному закону от 30.04.2022 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (М.В. Подкопаев, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от 22.04.2022 N 739 "О внесении изменений в приложение N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (А.О. Егорова, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, июнь 2022 г.)

 

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: Транспортная компания собирает товар, приобретенный организацией, на разных фабриках в Италии и доставляет на склад. На этом складе другая транспортная компания загружает товар и везет через таможню на территорию РФ. Стоимость услуг первой транспортной компании организация не учитывает в себестоимости товара, так как стоимость транспортировки не включена в таможенную стоимость товара. Правомерно ли принять такие расходы на Дебету счета 44, а не 90.02 "Себестоимость"? Не будет ли со стороны ИФНС претензий в связи с принятием сразу на счет 44 всей суммы расходов, которые были осуществлены в Италии? Можно ли учесть такие расходы в себестоимости товара? Какими документами необходимо подтвердить расходы, связанные с приобретением и транспортировкой товара? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2022 г.)

 

  • Вопрос: Предприятие на УСН планирует оплатить перелет бизнес-классом учредителю и сотруднику (не командировка). Какие налоги нужно будет уплатить? Если это командировка, то можно ли приобретать билеты уровня "бизнес"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2022 г.)

 

  • Вопрос: На каком счете (101 00 или 105 00) следует учитывать противопожарную дверь, приобретенную в рамках комплексного договора о закупке и установке? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2022 г.)

ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 276-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

 

В техрегламент о требованиях пожарной безопасности внесены поправки, направленные на повышение защищенности граждан и имущества от пожаров.

В частности, расширен перечень условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также исключены устаревшие, избыточные и дублирующие требования. Установлен ограниченный перечень нормативных документов по пожарной безопасности.

Декларацию пожарной безопасности теперь можно подать в форме электронного документа, подписанного УКЭП. Уточненные декларации представляются в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объекта защиты либо его капремонта, реконструкции или технического перевооружения.

В социально значимых объектах сигналы о пожаре должны автоматически дублироваться на пульт подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения устанавливаются техрегламентом ЕАЭС (ТР ЕАЭС 043/2017).

Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня опубликования, за исключением отдельного положения, для которого предусмотрен иной срок.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 258-ФЗ

"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

 

Скорректированы УК и УПК.

Для водителей, которые уже привлечены к административной или уголовной ответственности за езду без прав, введена статья о повышенной ответственности за аналогичные повторные нарушения.

При наличии административного правонарушения среди санкций штрафы в 100-150 тыс. руб., лишение свободы на срок до года, а при наличии уголовно наказуемого деяния - штрафы в 200-300 тыс. руб., лишение свободы на срок до 3 лет.

Кроме того, предусмотрена конфискация ТС по указанной новой статье, а также по статьям 264.1 "Управление ТС в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость" и 264.2 "Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления ТС".

Также усилена ответственность за нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть, если оно совершено водителем без прав.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 257-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Установлена самостоятельная и повышенная административная ответственность за повторное управление транспортным средством водителем, лишённым права управления транспортным средством, в виде административного штрафа в размере от 50 до 100 тыс. руб. либо обязательных работ на срок от 150 до 200 ч.

Составление протоколов об указанных административных правонарушениях отнесено к полномочиям должностных лиц полиции и военной автомобильной инспекции, а рассмотрение дел о данных правонарушениях - к исключительной компетенции судей.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 272-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Подписан закон об обеспечении Вооружённых Сил России, других войск, воинских формирований и органов при проведении контртеррористических и иных операций за границей.

Правительство может вводить специальные меры в сфере экономики, предусматривающие:

- проведение мероприятий федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти регионов, органами местного самоуправления и организациями, порядок их финансирования и материально-технического обеспечения;

- временное расконсервирование мобилизационных мощностей и объектов;

- разбронирование материальных ценностей госрезерва;

- установление особенностей трудовых правоотношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах.

В случае принятия таких решений возможны:

- закупка у единственного поставщика продукции, необходимой для выполнения гособоронзаказа, а также для формирования её запаса;

- увеличение или уменьшение по предложению отдельных госзаказчиков (МЧС, Минобороны, ФСБ и Росгвардия) количества товара, предусмотренного контрактом по гособоронзаказу.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 260-ФЗ

"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

 

Изменения в УК и УПК направлены на защиту от новых форм преступной деятельности и угроз государственной безопасности.

Введена уголовная ответственность за нарушение правил защиты устойчивости Интернета в России.

Установлена уголовная ответственность при формальном отсутствии признаков госизмены:

- за участие в вооруженном конфликте, военных действиях за рубежом в целях, противоречащих интересам России;

- за конфиденциальное сотрудничество с представителем другой страны, международной либо иностранной организации.

К госизмене отнесен переход на сторону противника. Расширено понятие шпионажа.

Введена уголовная ответственность за публичные призывы к деятельности против безопасности государства, за неоднократную пропаганду и публичное демонстрирование нацистской, экстремистской или иной запрещенной атрибутики и символики, за нарушение требований по защите гостайны.

Ужесточена уголовная ответственность за наемничество.

Уголовное наказание за деятельность нежелательных в России организаций распространено на преступления за пределами России.

Закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных норм, которые вводятся в действие с 2023 г.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 259-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Оператора поисковой системы оштрафуют:

- если он не будет информировать пользователей о нарушении российского законодательства иностранным информресурсом;

- если будет выдавать по запросам пользователей сведения о запрещенном иностранном информресурсе.

Введена административная ответственность за нарушение правил пропуска трафика через оборудование для защиты устойчивости Интернета в России.

Владельца иностранного информресурса оштрафуют, если он не установит программу для определения количества пользователей информресурсом, не разместит электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций, не зарегистрирует личный кабинет на сайте Роскомнадзора, не откроет в России филиал или представительство или не учредит российское юрлицо, а также если будет собирать персональные данные россиян в нарушение запрета Роскомнадзора.

Введены штрафы за рекламу иностранного лица и его информресурса, а также за размещение рекламы на таких иностранных сайтах в обход запрета Роскомнадзора.

Установлены штрафы для провайдеров за непредставление в Роскомнадзор данных, позволяющих идентифицировать владельца иностранного информресурса.

Закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных норм, которые вводятся в действие с 1 января 2023 г.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 240-ФЗ

"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

 

Часть поправок к ТК обусловлена объединением ПФР и ФСС в Фонд пенсионного и социального страхования.

Временно пребывающие в России иностранцы и апатриды (за исключением высококвалифицированных специалистов), а также постоянно проживающие в России иностранные высококвалифицированные специалисты признаны застрахованными по ОМС. В связи с этим нет необходимости в обеспечении для них на период действия трудового договора медпомощи по ДМС либо по договору о платных медуслугах. Указанные гарантии сохранены только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в России, поскольку они по-прежнему не подлежат ОМС.

Закон вступает в силу с 1 января 2023 г.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 238-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

В КоАП внесены поправки, обусловленные объединением ФСС и ПФР в Фонд пенсионного и страхового страхования. Названия фондов заменены на новое.

Закон вступает в силу с 1 января 2023 г.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 255-ФЗ

"О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"

 

С 1 декабря 2022 г. вступит в силу Закон об иноагентах.

Иноагентами будут признавать лиц, которые получили иностранную поддержку и (или) находятся под иностранным влиянием в иных формах. Сейчас обязательным является факт иностранного финансирования.

Также деятельность иноагента должна касаться политики, сбора сведений в области военной, военно-технической деятельности России, распространения предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участия в их создании.

При этом установлен список субъектов, которые не могут быть признаны иноагентами. Среди них органы власти, госкомпании и корпорации, религиозные организации, политические партии, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты.

Всех иноагентов внесут в единый реестр. Сейчас таких реестров пять - для НКО, СМИ, граждан, незарегистрированных общественных объединений, а также для граждан, признанных СМИ. Кроме того, сформируют реестр лиц, аффилированных с иноагентами. На них не будут распространяться требования и ограничения, установленные для иноагентов.

Предусмотрены основания исключения из реестра. Среди них отсутствие соответствующей деятельности в течение года до подачи иноагентом заявления об исключении.

Иноагентам запретят быть чиновниками, членами избиркомов и консультативных органов при органах власти, проводить независимую антикоррупционную экспертизу НПА, организовывать публичные мероприятия, осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних, преподавать в государственных образовательных организациях, принимать участие в закупках, получать государственную финансовую поддержку, применять УСН.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)  14 июля 2022 г.

 

Федеральный закон от 13 июля 2022 г. N 235-ФЗ

"О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Поправки касаются административной ответственности за валютные правонарушения.

Размеры штрафов для всех участников ВЭД за незаконные валютные операции снижены с 75-100% от суммы таких операции до 20-40%, за нерепатриацию экспортерами выручки в рублях - с 3-10% до 3-5% (за исключением контрактов, связанных с экспортом леса и лесоматериалов). Также устранен неравный подход в отношении определения размера санкций за аналогичные административные правонарушения для отдельных субъектов правоотношений в валютной сфере.

Фиксированный размер штрафа для должностных лиц за нарушение валютного законодательства заменили штрафом, исчисляемым в процентном отношении к сумме нарушения.

До конца 2022 г. резиденты будут освобождаться от административной ответственности за нарушение отдельных валютных требований, если их невыполнение обусловлено антироссийскими санкциями.

Закон вступает в силу по истечении 10 дней после даты опубликования, за исключением нормы об освобождении от ответственности, которая начнет действовать со дня опубликования.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2022 г.

 

Постановление Правительства РФ от 12 июля 2022 г. N 1238

"О реализации пилотного проекта по участию банков Республики Беларусь в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации"

 

Белорусские банки наравне с российскими смогут выдавать независимые гарантии участникам отечественной системы госзакупок.

Предполагается, что на первом этапе белорусские банки оформят нужные для работы в России документы, включая СНИЛС, ИНН, квалифицированные сертификаты ключа проверки электронных подписей, а также зарегистрируются на портале госуслуг и в единой информационной системе госзакупок. Второй этап предполагает непосредственное участие банков из Белоруссии в госзакупках. Он включает в себя выдачу белорусскими банками независимых гарантий и их занесение в реестр таких гарантий.

Эксперимент стартовал 1 мая 2022 г. и продлится до 31 декабря 2023 г.

Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)  14 июля 2022 г.

 

Приказ МЧС России от 6 июня 2022 г. N 578

"О внесении изменений в приказ МЧС России от 5 сентября 2021 г. N 596"

 

Программы повышения квалификации предназначены для лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесённых к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности. Для ИП указанные программы теперь не предназначены.

Изменено содержание темы "Требования пожарной безопасности к жилым помещениям" в рамках программы повышения квалификации для лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа, а также темы "Документы предварительного планирования действий по тушению пожаров" в рамках программы получения квалификации "Специалист по пожарной профилактике".

Исключены положения о пожарной безопасности производственных объектов. Часть поправок связана с утверждением профстандарта "Специалист по пожарной профилактике" вместо профстандарта "Специалист по противопожарной профилактике".

Лицам, получившим квалификацию "Специалист по пожарной профилактике", теперь выдаётся диплом о профессиональной переподготовке, а не удостоверение о повышении квалификации.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 июля 2022 г., N 69232.

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 июля 2022 г.

 

Официальное разъяснение Банка России от 8 июля 2022 г. N 8-ОР

"О применении пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 июля 2022 года N 430 "О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации"

 

Президентом РФ были определены особенности исполнения российскими должниками обязательств по договорам синдицированного кредита, стороной которых являются платежные агенты из недружественных государств. В связи с этим Банк России указал следующее.

Российское юрлицо, заключившее с иностранным участником синдиката кредиторов по синдицированному кредиту договор, предусматривающий передачу российскому юрлицу кредитором-нерезидентом денежных средств после получения исполнения по договору синдицированного кредита (займа), которое может считаться внешним участником, признается резидентом-кредитором, если такой договор был заключен до 28 февраля 2022 г. включительно.

Разъяснено, каким образом российские должники исполняют обязательства перед кредитором-нерезидентом, заключившим с внешним участником договор, предусматривающий передачу внешнему участнику кредитором-нерезидентом денежных средств после получения исполнения по договору синдицированного кредита (займа).

Разъяснение применяется с даты его размещения на сайте Банка России.

Размещен на сайте Банка России (http://www.cbr.ru) 8 июля 2022 г.

 

Вопрос - ответ

 

Вопрос: В адрес поставщика по муниципальному контракту направлено требование о взыскании неустойки. Поставщик просрочил поставку товара на шесть дней. Срок просрочки - с 26.05.2022 по 01.06.2022. Требование в адрес поставщика направлено 26.05.2022.

Может ли заказчик требовать неустойку в связи с принятием постановления Правительства РФ от 28.3.2022 N 497? Распространяются ли условия постановления на неустойку, возникшую в период действия моратория с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года?

 

Ответ: Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В приведенном в вопросе случае мораторий на банкротство не исключает принципиальную возможность взыскания с контрагента пеней и не освобождает заказчика от обязанности требования ее уплаты. Решение о принятии последующих мер, направленных на взыскание неустойки, принимается заказчиком самостоятельно, исходя из обстоятельств конкретной ситуации.

 

Обоснование вывода:

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) с 1 апреля по 1 октября 2022 года введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением должников - застройщиков домов-долгостроев, которые уже включены в реестр проблемных объектов на 1 апреля 2022 года (п. 2 Постановления N 497). По смыслу указанного постановления мораторий c 1 апреля 2022 года введен в отношении практически всех юридических и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества или нет (смотрите п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 N 44).

На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым-десятым п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве (подп. 2 п. 3 ст. 9.1 указанного Закона), в том числе в отношении контрагента по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, если он не разместит в Реестре сведений о банкротстве заявление о неприменении к нему моратория на возбуждение дел о банкротстве*(1). В частности, в период действия моратория неустойка (ст. 330 ГК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (п. 2, п. 3 ст. 9.1, абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве) (смотрите также постановление Пятого ААС от 01.06.2022 N 05АП-1767/22, постановление Пятнадцатого ААС от 03.06.2022 N 15АП-5692/22, постановление Пятнадцатого АСС от 27.05.2022 N 15АП-5416/22, постановление Семнадцатого АСС от 26.05.2022 N 17АП-4891/22).

Однако согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, приведенным в п. 7 постановления от 24.12.2020 N 44, не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с контрагента финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Однако если при рассмотрении спора о взыскании неустойки или иных финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, будет доказано, что ответчик, на которого распространяется мораторий, в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения, и ссылки данного ответчика на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий поведения ответчика может удовлетворить иск полностью или частично, не применив возражения о наличии моратория (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, введение моратория не исключает принципиально возможности взыскания неустойки и, соответственно, выставления требования о ее уплате.

При этом в силу ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик направляет (а не "вправе направить") контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Иными словами, из ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ следует, что направление требования об уплате неустоек является обязанностью, а не правом заказчика (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867). Каких-либо исключений, в том числе обусловленных принятием Правительством РФ каких-либо нормативных актов о введении специальных экономико-юридических мер, закон не содержит. Причем ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, указывающая, что контрагент освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика, вполне коррелирует с указаниями Постановления N 497 с учетом разъяснений Пленума ВС РФ, из которых следует, что указанное постановление предполагает воздействие экономических мер, принятых недружественными государствами, на гражданско-правовой оборот, однако в суде может быть доказано, что в каждом конкретном случае такого воздействия не было.

Таким образом, по нашему мнению, заказчик не освобождается от обязанности, установленной ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, направить контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Обращаем внимание, что Закон N 44-ФЗ обязывает заказчика направить контрагенту требование об уплате неустойки, однако не обязывает его принимать дальнейшие меры, направленные на взыскание такой неустойки. включая обращение в суд. Полагаем, что решение о принятии указанных мер должно приниматься заказчиком самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств дела, в том числе исходя из экономической целесообразности, принимая во внимание размер суммы, подлежащей взысканию, и ее соотношение с возможными судебными издержками, включая уплату государственной пошлины.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Пилипенко Эльвира

 

Ответ прошел контроль качества

 

15 июня 2022 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Смотрите в связи с этим абзац третий п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве и абзац второй п. 4 Пленума ВС РФ от 24.12.2020 N 44.

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека юриста"

 

Книги

 

Информационно-технологическое обеспечение юридической деятельности (LegalTech): учебник (коллектив авторов; под ред. д.ю.н., доц. А.В. Минбалеева). - М.: "Проспект", 2022 г.

В учебнике, подготовленном авторским коллективом преподавателей Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) и приглашёнными экспертами, дана всесторонняя характеристика динамично развивающегося конвергентного направления сферы LegalTech.

 

Приём граждан и рассмотрение обращений в следственных органах: монография (коллектив авторов; под ред. к.ю.н., доц. Ю.А. Цветкова). - "ИНФРА-М", 2021 г.

В монографии с учётом достижений теории конституционного, уголовно-процессуального и административного права, обширной нормативной базы, решений Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и правоприменительной практики и результатов собственных научных исследований представлены основные аспекты организации и проведения приема граждан, рассмотрения обращений в следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, МВД России и ФСБ России.

 

Брянская Е.В., Алтунина А.А. Основы процесса доказывания в свете судебной практики по уголовным делам (монография). - "ИНФРА-М", 2021 г.

Монография даёт представление о процессе доказывания по уголовному делу. Процесс доказывания является движущей основой всего уголовного судопроизводства. В этой связи рассмотрены вопросы, касающиеся понятия, видов и сущности доказательств, признания их недопустимыми, их аргументирующей силы. Представлен материал, раскрывающий этапы процесса доказывания.

 

Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" (постатейный; коллектив авторов). - "Проспект", 2021 г.

Издание представляет собой постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 311-ФЗ).

 

Материалы прессы

 

  • Конфискация имущества третьих лиц (М.В. Арзамасцев, журнал "Уголовное право", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • Вопросы правоприменительной практики при квалификации деяний, подпадающих под ст. 280.3. УК РФ "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации" (А.М. Шамаев, М.Л. Болобан, журнал "Образование и право", N 4, апрель 2022 г.)

 

  • Некоторые аспекты принятия решения об учреждении доверительного управления бизнес-активами, входящими в состав наследства (Т.А. Батрова, журнал "Нотариальный вестник", N 4, апрель 2022 г.)

 

  • Правовые вопросы уведомления кредиторов о заключении, изменении и расторжении брачного договора (Е.А. Чефранова, журнал "Нотариальный вестник", N 4, апрель 2022 г.)

 

  • Ответственность за нелегальную деятельность в сфере оказания услуг потребительского кредитования: комментарий новеллы уголовного закона (Н.Ю. Скрипченко, П.В. Лупачев, журнал "Уголовное право", N 6, июнь 2022 г.)

 

  • Проблемы исполнения алиментной обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей (О.В. Смышляева, журнал "Образование и право", N 4, апрель 2022 г.)

 

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: Предприятие занимается теплоснабжением населения города. Имеются объекты теплоснабжения (квартиры в многоэтажных домах), собственником которых является местная Администрация (муниципальная собственность, на основании выписок из ЕГРН). Для актуализации абонентской базы, ведения претензионной и судебной работы у собственника помещений были запрошены договоры найма. Был получен отказ, мотивированный тем, что нельзя передавать третьим лицам персональные данные нанимателей квартир, они самостоятельно обязаны регистрироваться как абоненты. По данным помещениям образовалась дебиторская задолженность. Предприятие также является оператором по обработке персональных данных работников предприятия и абонентов, зарегистрировано в реестре Роскомнадзора, имеется политика по обработке персональных данных, а также вся необходимая документация. Можно ли направить Администрации проект соглашения об обмене персональными данными абонентов (договоры найма)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2022 г.)

 

  • Вопрос: Может ли сотрудник учреждения присоединить к ежегодному отпуску выходные дни за день вакцинации, которую прошел в апреле 2022 года, учитывая, что постановление губернатора Ханты-Мансийского АО - Югры от 12.05.2022 N 48 о том, что работник может воспользоваться этим правом, вышло 12 мая 2022 года? Соответствующие положения локального нормативного акта были утверждены после вступления в силу этого постановления. (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2022 г.)

 

  • Вопрос: В адрес поставщика по муниципальному контракту направлено требование о взыскании неустойки. Поставщик просрочил поставку товара на шесть дней. Срок просрочки - с 26.05.2022 по 01.06.2022. Требование в адрес поставщика направлено 26.05.2022. Может ли заказчик требовать неустойку в связи с принятием постановления Правительства РФ от 28.3.2022 N 497? Распространяются ли условия постановления на неустойку, возникшую в период действия моратория с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2022 г.)

АРХИВ Выпусков

5 августа 2022 г.    Выпуск №    30 (830)
29 июля 2022 г.    Выпуск №    29 (829)
22 июля 2022 г.    Выпуск №    28 (828)
15 июля 2022 г.    Выпуск №    27(827)
8 июля 2022 г.    Выпуск №    26 (826)
1 июля 2022 г.    Выпуск №    25 (825)
24 июня 2022 г.    Выпуск №    24 (824)
17 июня 2022 г.    Выпуск №    23 (823)
10 июня 2022 г.    Выпуск №    22 (822)
3 июня 2022 г.    Выпуск №    21 (821)
27 мая 2022 г.    Выпуск №    20 (820)
20 мая 2022 г.    Выпуск №    19 (819)
13 мая 2022 г.    Выпуск №    18 (818)
6 мая 2022 г.    Выпуск №    17 (817)
29 апреля 2022 г.    Выпуск №    16 (816)
22 апреля 2022 г.    Выпуск №    15 (815)
15 апреля 2022 г.    Выпуск №    14 (814)
8 апреля 2022 г.    Выпуск №    13 (813)
1 апреля 2022 г.    Выпуск №    12 (812)
25 марта 2022 г.    Выпуск №    11 (811)
18 марта 2022 г.    Выпуск №    10 (810)
11 марта 2022 г.    Выпуск №    9 (809)
5 марта 2022 г.    Выпуск №    8 (808)
25 февраля 2022 г.    Выпуск №    7 (807)
18 февраля 2022 г.    Выпуск №    6 (806)
11 февраля 2022 г.    Выпуск №    5 (805)
4 февраля 2022 г.    Выпуск №    4 (804)
28 января 2022 г.    Выпуск №    3 (803)
21 января 2022 г.    Выпуск №    2 (802)
14 января 2022 г.    Выпуск №    1 (801)