ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
30 июля 2021 г. ВЫПУСК № 29 (778)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Указ
Президента РФ от 26
июля 2021 г. N 437
"О внесении
изменения в Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N
1157
"О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов"
Дети-инвалиды
теперь должны обслуживаться вне очереди.
Дети-инвалиды
и сопровождающие их лица получили право обслуживаться вне очереди на
предприятиях торговли, общепита, службы быта, связи, ЖКХ, в учреждениях
здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других
организациях, обслуживающих население. Речь также идет о внеочередном
приеме
руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и
организаций.
Указ
вступает в силу со дня подписания.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 26 июля 2021 г.
Письмо
Минтруда России и
Роспотребнадзора от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532
"Совместные
разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации
вакцинации в
организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку
учёта
процента вакцинированных"
Особенности
обязательной вакцинации против COVID-19 - в совместных разъяснениях
Минтруда и
Роспотребнадзора.
Минтруд
и Роспотребнадзор разъяснили:
-
как организовать вакцинацию против COVID-19 в организованных рабочих
(трудовых)
коллективах;
-
в каком порядке учитывается процент вакцинированных;
-
какие действия нужно выполнять работодателям при принятии главными
санитарными
врачами регионов решений о проведении профилактических прививок по
эпидемическим показаниям.
Отмечено,
что в указанных решениях определяются категории (группы) граждан,
которые по
роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим
количеством
людей и которые должны пройти вакцинацию. Такие лица могут отказаться
от
прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых
работ на
период эпидемиологического неблагополучия.
Вакцинация
не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической
прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены
медицинским
заключением.
Работодатель
может предусматривать для вакцинировавшихся работников дополнительные
оплачиваемые дни отдыха с сохранением зарплаты, возможность
присоединения их к
очередному отпуску.
Для
контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по
заболеваемости
COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не
менее 80% от
списочного состава коллектива с учетом лиц, переболевших COVID-19 и
вакцинированных (не более 6 месяцев назад).
Информация
Минздрава России от 24 июля
2021 г.
"Утверждены
временные
методические рекомендации "Порядок проведения вакцинации взрослого
населения против COVID-19"
Маски
должны носить все, включая вакцинированных.
Минздрав сообщает
об издании временных методических
рекомендаций по вакцинированию против COVID-19.
В
частности, указано, что прививка не формирует у людей активного
заболевания, а
создает иммунный ответ. Хотя вакцина защищает человека от тяжелого
течения
заболевания и летального исхода, в настоящее время изучается, в какой
степени
она предотвращает его передачу другим людям. Поэтому даже после
вакцинации
необходимо соблюдать санитарные меры, в т. ч. социальную дистанцию,
использовать маски, особенно в закрытых, многолюдных или слабо
проветриваемых
помещениях.
Важно
своевременно вакцинироваться вне зависимости от наличия и количества
антител.
Приведены сроки и особенности "экстренной" и "рутинной"
вакцинации.
Если
при первичной вакцинации у пациента были выявлены серьезные
нежелательные
явления, то повторная прививка с применением другой вакцины делается
при согласии
гражданина.
Указ
Мэра Москвы от 30
июля 2021 г. N 45-УМ
"О внесении
изменений в указ Мэра
Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ"
Указом
отменяется требование о ношении перчаток в магазинах, поликлиниках,
такси,
общественном транспорте, на железнодорожных вокзалах, платформах,
мостах и
тоннелях, в других общественных местах. Перчатки не
обязаны больше использовать работники на
рабочих местах, в лифтах, санузлах и при открывании дверей. При этом
работодатель по-прежнему обязан контролировать температуру тела
работников.
Масочный режим также остался обязательным.
Опубликован
на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 30 июля
2021 г.
Приказ
Департамента
культуры г. Москвы от 20 июля 2021 г. N 514/ОД
"О внесении
изменений в приказы
Департамента культуры города Москвы от 27 июля 2020 г. N 417/ОД и от 18
марта
2021 г. N 170/ОД"
Концерты
и выставки в Москве можно посещать без масок и перчаток.
При
проведении культурно-досуговых и зрелищных мероприятий (лекций,
творческих
встреч, представлений, кинопоказов, концертов, спектаклей и т.д.)
количество
посетителей таких мероприятий не должно превышать 50% от общей
вместимости, но
не более 500 человек, а также при условии проведения таких мероприятий
исключительно при наличии посадочных мест.
Указанные
ограничения не применяются в случае организации доступа всех
посетителей с
применением QR-кодов, оформленных в установленном порядке.
Кроме
того, в случае организации доступа посетителей в здания, строения,
сооружения с
применением QR-кодов допускается их нахождение без масок, респираторов
и
перчаток.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Приказ Минфина
России от
11 июня 2021 г. N 78н
"О внесении
изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной
классификации
Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденные
приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н"
Скорректированы
правила формирования и применения КБК.
Минфин
уточнил порядок формирования и применения КБК, их структуру и принципы
назначения.
В
частности, установлено, что при вынесении мировыми судьями
постановления о
наложении административных штрафов, установленных КоАП РФ за нарушение
ПДД и
правил эксплуатации ТС, по материалам, направленным прокуратурой,
доходам
бюджетов субъектов присваиваются коды классификации, содержащие код
главного
администратора доходов бюджета.
Направления
расходов федерального бюджета и бюджетов ГВФ детализируют
соответствующие
расходы по отдельным направлениям расходования средств. Определен
перечень
таких направлений. Установлены принципы их кодирования.
В
раздел "Социальная политика" классификации расходов бюджетов
дополнительно включены расходы на выплату ежемесячного пособия детям
отдельных
категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов
госвласти,
а также пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха указанных
детей.
Скорректированы
коды основных мероприятий целевых статей расходов, их наименования и
соответствующие им полные наименования федеральных проектов в составе
нацпроектов и комплексного плана модернизации.
Изменения
применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении
бюджетов, начиная с бюджетов на 2022 г. и на плановый период 2023-2024
гг.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 27 июля 2021 г. N 64393.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru)
27 июля 2021 г.
Приказ Минфина
России от
8 июня 2021 г. N 74н
"О внесении
изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций
государственного сектора "Непроизведенные активы", утвержденный
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 февраля 2018
г. N
34н"
Минфин
уточнил, что понимается под непроизведенными активами.
Минфин
скорректировал федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора
"Непроизведенные активы".
Уточнено,
что понимается под непроизведенными активами, как принимаются к учету
земельные
участки.
Часть
поправок связана с созданием ЕГРН.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 22 июля 2021 г. N 64334.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 22 июля 2021 г.
Приказ ФНС России
от 25
мая 2021 г. N ЕД-7-23/518@
"Об утверждении
Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и
форматов
документов, представляемых организациями при раскрытии информации о
системе
внутреннего контроля"
Налоговый
мониторинг: новые требования к системе внутреннего контроля.
ФНС
обновила требования к системе внутреннего контроля за фактами
хозяйственной
жизни и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты
налогов,
сборов и страховых взносов организации, желающей участвовать в
налоговом
мониторинге.
Обновлены
формы документов, представляемых при раскрытии информации о системе
внутреннего
контроля. Установлены их электронные форматы.
Раскрываемая
налоговому органу информация о рисках, а также матрица рисков и
контрольных
процедур представляется за отчетные периоды, наступившие после 1 января
2022 г.
Приказ
вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 28 июля 2021 г. N 64409.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 июля 2021 г.
Приказ ФНС России
от 19
июля 2021 г. N
ЕД-7-13/671@
"Об утверждении
формы, порядка заполнения формы и формата представления уведомления о
контролируемых иностранных компаниях в электронной форме"
ФНС
обновила форму уведомления налоговиков о контролируемых иностранных
компаниях.
ФНС
разработала новые форму и формат уведомления о контролируемых
иностранных
компаниях, порядок его заполнения.
Разработка
новой формы обусловлена в т. ч. поправками к НК РФ, которыми введена
возможность перехода физлиц, являющихся контролирующими лицами
контролируемых
иностранных компаний, на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли компаний.
В
случае перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли или отказа от
уплаты
налога таким образом нужно указывать даты предоставления
соответствующих
уведомлений.
Уведомления
по новой форме нужно направлять за налоговые периоды начиная с 2021 г.
Уведомления
в электронном виде направляются в соответствии с порядком
предоставления и
получения документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми
органами
при реализации своих полномочий, а также предоставления документов по
требованию инспекции в электронной форме.
Прежние
форма и формат уведомления признаны утратившими силу.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 29 июля 2021 г. N
64432.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 29 июля 2021 г.
Вопрос.
Московская организация (ООО)
принимает на работу сотрудника, местом работы которого будет город
Новосибирск.
Какой районный коэффициент и северная надбавка должны быть установлены
такому
сотруднику? Положены ли ему дополнительные дни оплачиваемого отпуска?
Ответ.
По
нашему мнению, размер районного
коэффициента в г. Новосибирске для организации, не финансируемой из
областного
бюджета, составляет 1.2, надбавка к заработной плате не
устанавливается, а дополнительный
оплачиваемый отпуск не положен. Поясним.
В
2021 году продолжает действовать Постановление
Правительства РФ от 31.05.1995 N 534, включенное под номером 840 в
Перечень
нормативных правовых актов, на которые не распространяется требование
об отмене
с 1 января 2021 года (см.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020
N 2467).
Пунктом 17 Постановления N 534 на территории
Новосибирской области с 1 января 1996 года установлен районный
коэффициент к
заработной плате в размере 1.2. При этом пунктом 1 Постановления
администрации Новосибирской области от 20.11.1995 N 474
с
1 января
1996 года на
территории области был
установлен повышенный коэффициент в размере 1,25. В связи с чем возник
вопрос,
какой из двух коэффициентов необходимо применять на практике.
Разъяснения
специалистов информационного
портала Роструда
"Онлайнинспекция.РФ" ситуацию не проясняют. В одних ответах Роструда
утверждается, что районный коэффициент в Новосибирске равен 1.2 (см.
Вопрос 1, Вопрос 2, Вопрос 3),
в других – 1.25 (см. Вопрос 4, Вопрос 5, Вопрос 6).
Анализ
судебной
практики последних лет показывает, что Новосибирский областной суд
последовательно придерживается позиции о том, что коэффициент 1.25 не
распространяется на организации, которые не финансируются из областного
бюджета
(см.
Апелляционное
определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от
01.04.2021 по делу N 33-3242/2021,
Апелляционное определение СК
по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19.01.2021
по делу N 33-502/2021, Апелляционное
определение СК по
гражданским делам Новосибирского областного суда от 17.10.2019
по делу N 33-10383/2019).
В 2017 году
Верховный Суд РФ в споре
ИП с ФСС поддержал позицию о правомерном
применении предпринимателем при исчислении и выплате
единовременного пособия при рождении ребенка и при оплате листков
нетрудоспособности районного
коэффициента
1,25,
установленного Постановлением N 474
(Определение ВС РФ
от 22.12.2017 N
307-КГ17-18953 по делу
N А05-10270/2016).
Однако в этом случае ИП оспаривал решение ФСС о непринятии к зачету
расходов на выплату страхового обеспечения.
В 2021 году
Верховный суд РФ
рассмотрел спор между коммерческой организацией и трудовой инспекцией о
том,
какой именно коэффициент (1.2 или 1.25) необходимо применять. В
Кассационном
определении от 17.02.2021 N 67-КАД20-8-К8 Верховный Суд РФ
отметил, что
Постановление N 474 «не содержит нормы, обязывающей
устанавливать к
зарплате коэффициент 1.25 всех работодателей вне зависимости от
организационно-правовой формы и источников финансирования его выплаты,
а также
не определяет источник финансирования расходов, связанных с
установлением
повышенного, по сравнению с федеральным положением, районного
коэффициента».
Судьи высшей инстанции пришли
к выводу, что установленный Постановлением N 474 районный
коэффициент
1,25 НЕ подлежит
применению
акционерным обществом при определении размера заработной платы своих
работников. Таким образом, учитывая сложившуюся в настоящее время
судебную
практику, в рассматриваемой ситуации юридически корректным является
применение
районного коэффициента 1.2, что не исключает возможных споров с
представителями
трудовой инспекции.
Следует отметить,
что если
трудовым договором или локальным актом работодателя районный
коэффициент будет
зафиксирован в
размере 1.25, то именно
он и будет применяться в случае спора, как не ухудшающий положение
работника (см.
Апелляционное
определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от
16 марта
2021 г. по делу N 33-2438/2021).
Что касается
установления надбавки к
заработной плате, то нами не обнаружено ни нормативного акта,
устанавливающего
такую надбавку, ни упоминания о существовании такого акта. Таким
образом,
процентная надбавка к заработной плате в рассматриваемом случае не
устанавливается (см. также Вопрос
7, Вопрос 8).
Статьей 14 закона РФ от
19.02.1993 N 4520-I
ежегодный дополнительный отпуск
предусмотрен не только для районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей (к которым г.Новосибирск не относится), но и для остальных
районов
Севера, «где установлены районный коэффициент и процентная
надбавка» (8
календарных дней). Из буквального толкования этой нормы следует, что
дополнительный
отпуск устанавливается только для тех районов, где одновременно
установлены и
районный коэффициент, и процентная надбавка. Поскольку процентная
надбавка в
г.Новосибирске не установлена, то здесь не установлены и дополнительные
отпуска
(см. Вопрос 7).
Аналогичная позиция изложена в Апелляционном
определении СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от
25 июня
2015 г. по делу N 33-5249/2015.
Возможно, Вам
также будут полезны материалы, содержащие дополнительную
информацию по тематике вопроса:
Решение
Новосибирского областного суда
от 16 июня 2020 г. по делу N 7-195/2020.
______________________________
Вопрос
1 - Вопрос: Какой районный коэффициент
действует в г. Новосибирске: 1,2 или 1,25? С нами конфликтует бывший
сотрудник.
По ошибке кадровика в дополнительном соглашении во время изменения
условий
оплаты труда работника не был выделен районный коэффициент, хотя в
действительности он у нас действует и прописан был в трудовом договоре,
в
штатном расписании и в расчетных листках уволенного сотрудника. Бывший
работник
настаивает на выплате, но ведь это просто ошибка, обязаны ли мы
выплачивать в
этом случае? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ",
сентябрь 2015 г.);
Вопрос
2 - Вопрос: В каком размере должна применять
коэффициент к заработной плате работников небюджетная (коммерческая)
организация - 1,2 или 1,25%? Согласно судебной практике (в частности,
решение
Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от марта 2010 г.) надо
применять 1,2, а городские власти настаивают на 1,25 (информационный
портал
Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.);
Вопрос
3 -Вопрос: Я недавно пришла работать в
организацию, где для сотрудника, который работает в Новосибирской
области,
установлен коэффициент 1,2 согласно Постановлению Правительства
Российской
Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237. Трудовая инспекция Омской
области,
ссылаясь на Постановление от 20 ноября 1995 года N 474 г. Новосибирска,
утверждает, что он должен быть 1,25. Это влечет за собой составление
протокола
об административном правонарушении. Мы собираемся его обжаловать. Наша
организация коммерческая, финансируется за счет средств, полученных в
результате дохода. Нас никто не финансирует. Можем ли мы оставить
коэффициент
1,2 в Новосибирской... (информационный портал Роструда
"Онлайнинспекция.РФ", апрель 2020 г.);
Вопрос
4
Вопрос: Какой районный коэффициент по Новосибирской
области установлен
для коммерческих организаций: 1,2 или 1,25? Согласно Постановлению
Правительства РФ от 31.05.1995 N 534 "О мерах по решению неотложных
проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской
области" установлен районный коэффициент в размере 1,2. Администрация
Новосибирской области Постановлением от 20.11.1995 N 474 "О введении
повышенного районного коэффициента к заработной плате на территории
области" с 01.01.1996 установила повышенный районный коэффициент к
заработной плате в размере 1,25 на всей территории области. То есть
документы... (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ",
ноябрь 2020 г.));
Вопрос
5 -
Вопрос: Какой применяется районный коэффициент в г. Новосибирске и есть
ли
процентная надбавка за стаж работы? (информационный портал Роструда
"Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2018 г.);
Вопрос
6 - Вопрос:
Организация зарегистрирована в Москве, сотрудник по дистанционному
договору
работает в г. Новосибирске. Какой районный коэффициент ему начислять
1.2 или
1.25? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2018
г.));
Вопрос
7 - Вопрос: В
статье 14 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 31.12.2014)
говорится об
"остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и
процентная надбавка к заработной плате, - 8 календарных дней." Является
ли
это основанием для представления дополнительного оплачиваемого отпуска
сроком 8
календарных дней, для таких городов с районными коэффициентами как
Хабаровск,
Новосибирск, Екатеринбург, Уфа, Омск, Красноярск, Пермь, Челябинск?
(информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2016
г.);
Вопрос
8 - Вопрос:
Коммерческая организация (ООО, г. Красноярск) оказывает логистические
услуги.
Каковы размеры районного коэффициента, процентной надбавки и
минимальной
заработной платы, установленной в г. Кемерово, г. Новокузнецке, г.
Новосибирске, г. Барнауле? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
февраль
2016 г.)).
Ответ
подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр"
8 июля 2021 г.
Новые
материалы в системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая библиотека бухгалтера и
кадрового
работника"
Материалы
прессы
Информационный
блок
"Библиотека консультаций. Кадры"
Материалы
прессы
Новые материалы
службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Постановление
Конституционного Суда РФ от 22 июля 2021 г. N 40-П
"По делу о
проверке
конституционности статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса
Российской
Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Республики Татарстан и
жалобой
гражданина В.В. Сторублевцева"
КС
РФ: присужденные ко взысканию суммы должны индексироваться!
По
АПК РФ присужденные суммы можно индексировать на день исполнения
решения в
случаях, предусмотренных законом или договором. Ими должен определяться
и ее
размер.
КС
РФ признал эту норму неконституционной, т. к. суды, ссылаясь на нее,
отказывают
в индексации, когда нет соответствующих закона или условия. В
оспариваемых же
положениях нет критериев, по которым суммы должны индексироваться.
Из-за этого
заявители не могут возместить свои потери от обесценивания присужденных
сумм.
Законодатель
должен принять необходимые поправки. До этого в случаях, когда условия
и размер
индексации четко не установлены законом или договором, в качестве
ориентира
следует использовать официальную статистическую информацию об индексе
потребительских цен (тарифов).
Следует
отметить, что КС РФ в 2019 г. ссылался на то, что нормы позволяют
возместить
финансовые потери взыскателя по правилам материального права, например,
предъявить самостоятельное требование о применении способа защиты от
убытков
из-за инфляции.
Кроме
того, в 2018 г. КС РФ уже признал неконституционными аналогичные нормы
ГПК РФ
также по причине отсутствия в них критериев индексации.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 26 июля 2021 г.
Постановление
Правительства РФ от 21
июля 2021 г. N 1233
"О внесении
изменений в
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г.
N
2467"
"Регуляторная
гильотина": продлено действие отдельных актов.
Правительство
скорректировало перечень нормативно-правовых актов, временно не
подпадающих под
"регуляторную гильотину". До 1 марта 2022 г. продлено действие:
-
правил осуществления госзаказчиками управления правами РФ на результаты
интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и
двойного
назначения (утверждены в 2012 г.);
-
порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны
труда
работников организаций (принят в 2003 г.);
-
типового положения о системе управления охраной труда (от 2016 г.).
Кроме
того, из перечня исключено правительственное постановление 2002 г. о
госучете
результатов НИОКР и технологических работ военного, специального и
двойного
назначения.
Постановление
вступает в силу со дня опубликования.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 23 июля 2021 г.
Постановление
Правительства РФ от 21 июля 2021 г. N 1230
"Об утверждении
Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за
соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы
трудового права"
Обновлены
правила контроля (надзора) в сфере соблюдения трудового
законодательства.
Для
Роструда и его органов установлены новые правила контроля (надзора) в
сфере
соблюдения актов, содержащих нормы трудового права. Они заменят правила
2012 г.
В
частности, проверяются соблюдение работодателями законодательства о
СОУТ и
требований к обеспечению доступности для инвалидов специальных рабочих
мест и
условий труда.
К
профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение
правоприменительной практики, объявление предостережения,
консультирование,
профилактический визит.
К
контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные
проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр.
Предусмотрено
применение риск-ориентированного подхода. Приведены соответствующие
критерии.
Постановление
вступает в силу со дня опубликования и действует до 1 июня 2023 г.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 23 июля 2021 г.
Информация
Росалкогольрегулирования от 23 июля 2021 г.
"Вниманию
соискателей лицензий"
Документы
на получение лицензии на производство и оборот алкоголя можно подать
посредством Единого портала.
Росалкогольрегулирование
рекомендует направлять документы, необходимые для получения госуслуги
по
лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, посредством Единого портала без личного
посещения
Службы и представления таких документов на бумажных носителях.
Если
общий размер приложенных файлов больше 5 Мб, их следует архивировать и
прикладывать в формате ZIP.
Вопрос.
ООО присоединяет к себе АО. После окончания
реорганизации все работники АО будут считаться работниками ООО. С ними
нужно
заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам об изменении
наименования Работодателя. Работники согласны.
Есть
ли образец подобного дополнительного соглашения?
Если налоговый орган внесет в ЕГРЮЛ запись о завершении реорганизации и
прекращении деятельности АО 30 июня 2021 года, то с какого момента
Работник АО
будет считаться работником ООО: с 30 июня или с 01 июля?
Ответ.
По Вашему
вопросу мы пришли к следующему выводу:
По
нашему мнению, работник АО станет
работником ООО с 30 июня 2021 года. Поясним.
Из
пункта 4 статьи 57 ГК РФ следует,
что при реорганизации ООО в форме присоединения к нему АО
первое из них считается реорганизованным с
момента
внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности АО. Согласно пункту
5
статьи 16 закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ реорганизация
юридического лица
в форме присоединения считается завершенной
с момента
внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из
присоединенных
юридических лиц. То есть, уже 30 июня все работники АО статут
работниками ООО.
Такая позиция разделяется и специалистами Роструда, которые сообщили,
что «С
ДАТЫ ВНЕСЕНИЯ ЗАПИСИ в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемого
юридического лица стороной трудового договора и работодателем
становится
юридическое лицо, к которому выполнялось присоединение» (См.
Вопрос:
В какой момент происходит автоматический перевод работников в
организацию-правопреемник при реорганизации в форме присоединения: в
момент
внесения записи в ЕРГЮЛ о прекращении действия присоединяемых
организаций или с
момента истечения двух месяцев с момента уведомления работников о
начале
реорганизации? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ",
сентябрь 2015 г.)). Следует отметить,
что существуют и разъяснения Роструда, согласно которым работники АО
станут
работниками ООО с даты перевода (см. Вопрос 1). По нашему
мнению, это
разъяснение ошибочно, так как никакого перевода в рассматриваемом
случае не
производится.
В
дополнительном соглашении к
трудовому договору необходимо зафиксировать изменение наименования
работодателя
и его реквизитов. Для подготовки такого соглашения можно использовать
следующие
формы:
Примерная форма
дополнительного соглашения к трудовому договору об
изменении наименования организации-работодателя (подготовлено
экспертами
компании "Гарант");
Примерная форма
дополнительного соглашения к трудовому договору об
изменении банковских реквизитов работодателя (подготовлено экспертами
компании
"Гарант").
Возможно, Вам
также будут полезны
материалы, содержащие дополнительную информацию по тематике вопроса:
Вопрос: При
реорганизации в форме
присоединения одной организации к другой трудовые договоры с
работниками не
были прекращены, в трудовые книжки внесены записи о реорганизации.
Нужно ли
издавать приказ о переводе работника из одной организации в другую,
если у него
не поменялась должность? Если такой приказ нужен, то какая из
организаций
должна издать его - принимающая или переходящая? Нужна ли работнику еще
одна
запись в трудовую книжку о его переводе? (ответ службы Правового
консалтинга
ГАРАНТ, апрель 2019 г.): «Работники присоединяемой
организации продолжают
трудовые отношения с организацией, к которой присоединен прежний
работодатель. Поскольку при присоединении
трудовая
функция работника (должность по штатному
расписанию)
не меняется, то необходимость в оформлении перевода работников
присоединяемого
юридического лица отсутствует»;
Реорганизация в
форме присоединения: оформляем трудовые отношения (В.В. Рябинин,
журнал
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 11,
ноябрь 2020 г.):
"Порядок действий
работодателя при реорганизации в форме присоединения
...
3. Оформляем
дополнительные
соглашения к трудовым договорам с работниками реорганизованного
юридического
лица.
Особо отметим,
что в соответствии
ч. 5 ст. 75 ТК РФ реорганизация, изменение подведомственности
(подчиненности)
организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение,
выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или
муниципального учреждения не являются основаниями для расторжения
трудовых
договоров с работниками. При
реорганизации трудовые отношения с работниками продолжаются. Работников
не
требуется увольнять и принимать на работу в новую организацию, в том
числе в
порядке перевода. Увольнение работников из реорганизуемого предприятия
с
последующим приемом (всех либо части из них) на реорганизованное
предприятие
незаконны, поскольку в нарушение ч. 5 ст. 75 ТК РФ при этом происходит
расторжение трудового договора.
Если
другие условия трудового договора не изменяются,
в действующий трудовой договор следует внести корректировку в части
наименования и реквизитов нового работодателя путем оформления
соответствующего
дополнительного соглашения. Заключение с
работником нового трудового договора (взамен расторгнутого)
будет противоречить действующему законодательству";
Вопрос: Принято
решение о
реорганизации юридического лица путем присоединения. Как правильно
оформить
перевод персонала из присоединяемой организации в присоединяющую? Какая
и в
какой момент предоставляется отчетность в ПФ РФ и ФСС РФ? Как правильно
провести расчеты с персоналом? (ответ службы Правового консалтинга
ГАРАНТ,
ноябрь 2010 г.): «После внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации
присоединяемого
юридического лица трудовые отношения с работниками, не отказавшимися от
их
продолжения, возникнут у юридического лица, к которому присоединен
прежний
работодатель.
Данное
обстоятельство должно найти
отражение в трудовых договорах, заключенных с работниками до
реорганизации. В соответствии с частью первой
ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указывается
наименование
работодателя, поэтому с работниками присоединенного юридического лица
следует
заключить дополнительные
соглашения к трудовому
договору об изменении наименования работодателя.
Вместе с тем, отсутствие таких
дополнительных соглашений не означает расторжения или признания
недействительными трудовых договоров.
В
трудовой книжке
работника в такой ситуации производится запись о реорганизации
юридического
лица со ссылкой на соответствующее решение. Такую запись следует
оформить по
аналогии с оформлением записи о переименовании работодателя, пример
которой
приведен в п. 3.2
Инструкции по
заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением
Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 (смотрите также письмо
Роструда РФ от 05.09.2006 N 1553-6)»;
Вопрос:
Организацию реорганизуют
путем присоединения к другой организации. Как правильно оформить
перевод
работников? Необходимо ли уволить работников и принять их на работу в
организацию, к которой осуществляется присоединение? Как быть в том
случае,
если прежней должности работника не нашлось места в штате
реорганизованного
учреждения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021
г.): «В
силу части пятой ст. 75 ТК РФ
сама по себе
реорганизация юридического лица - работодателя, в том числе в форме
присоединения (п. 1 ст. 57 ГК РФ), не является основанием для
прекращения
трудовых отношений с работниками*(1). Поэтому в данном случае работники
не
увольняются, новый трудовой договор с ними не заключается. Происходит
лишь
изменение наименования работодателя.
При
этом, поскольку в
трудовых книжках работников содержатся записи о приеме их на работу в
организацию, которая прекратила свое существование в результате
реорганизации,
в данные трудовые книжки необходимо внести записи, отражающие факт
такой
реорганизации».
Вопрос:
В организации
прошла реорганизация в форме присоединения. У нас поменялся статус -
был
юридическое лицо, а после присоединения стал филиалом. Должности
работников не
поменялись, отделы, в которых работают работники тоже не поменялись.
Поменялось
название: было "условно" ФГУ "Ромашка", а стало Филиал
"Ромашка". В трудовых книжках сделаны соответствующие записи о
реорганизации. Нужна ли вторая запись и если нужна, то как правильно
сделать
вторую запись с примерами? (информационный портал Роструда
"Онлайнинспекция.РФ", июнь 2020 г.): «В данном случае в
трудовую
книжку должна быть внесена следующая запись:
в
графу 3 - запись о
реорганизации, в графу 4 - реквизиты решения о
реорганизации"»;
Вопрос:
Организация
реорганизована путем присоединения к другой организации. Что должен
оформить
новый работодатель с работниками из реорганизованной организацией?
Должен ли он
завести им новые табельные номера? (информационный портал Роструда
"Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2019 г.): «С
работниками следует заключить дополнительные соглашения к трудовым
договорам в части изменения реквизитов работодателя. Кроме
того, необходимо
внести изменения в личные карточки. В трудовые книжки следует внести записи о
реорганизации работодателя. Законодательство
не предусматривает
обязанности изменять табельные номера».
______________
Вопрос
1: В
организации проходит реорганизация путем присоединения. Реорганизуемая
организация прекращает деятельность 01.07.2019 года (запись в ЕГРЮЛ
01.07.2019
г.). Каким числом прекращает действовать штатное расписание
реорганизуемой
организации. Уведомлять работников о том, каким числом произошла
(закончена)
реорганизация Каким числом ввести новое (объединенное) штатное
расписание.
Можно ли той же датой как и дата введения нового штатного расписания,
издать
следующий приказ о сокращении, так как в новом штатном расписании
отсутствуют
должности работников реорганизуемой организации. С
какого числа считать работников... (информационный портал
Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июнь 2019 г.).
Ответ
подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр"
25 июня 2021 г.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека юриста"
Материалы
прессы
Новые материалы
службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков