ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
27 августа 2021 г. ВЫПУСК № 33 (782)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Указ Президента
РФ от 25
августа 2021 г. N 493
"О порядке
замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами
Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного
государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам"
Определены
особенности замещения должностей государственной и муниципальной службы
россиянами с иностранным гражданством, которое не прекращено по
независящим от
них причинам.
Был
введен запрет на иностранное гражданство либо вид на жительство или
иное право
на постоянное проживание на территории иностранного государства для
ряда
должностей государственной и муниципальной службы. Однако если
гражданство
(подданство) иностранного государства не прекращено по независящим от
россиян
причинам, то такие лица могут:
-
быть приняты на государственную или муниципальную службу и назначены на
должности, при замещении которых не нужно оформлять допуск к гостайне;
-
продолжить проходить службу в замещаемых должностях;
-
быть переведены с их согласия на иные должности в исключительных
случаях в
связи со служебной необходимостью.
Вышеуказанные
процедуры выполняются на основании срочного служебного контракта
(контракта),
срок действия которого не может превышать 3 лет.
Невозможность
прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по
независящим от
граждан причинам устанавливается решением Президента РФ либо Комиссии
по
вопросам гражданства при Президенте РФ (определен порядок).
Обращения
руководителей органов в связи с их намерением разрешить гражданам,
которые
замещали должности по состоянию на 1 июля 2021 г., продолжить
прохождение
службы на замещаемых должностях или перевести таких граждан с их
согласия на
иные должности могут быть направлены в комиссию до 15 ноября 2021 г.
Определены
общие принципы служебного поведения упомянутых госслужащих.
Указ
вступает в силу со дня его подписания.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 25 августа 2021 г.
Указ Президента
РФ от 24
августа 2021 г. N 487
"О единовременной
денежной выплате отдельным категориям граждан, получающих пенсию"
Военным
пенсионерам выплатят по 10 тыс. руб.
В
сентябре 2021 г. военные пенсионеры и пенсионеры правоохранительных
органов
получат единовременную выплату в размере 10 тыс. руб.
Никакого
заявления на выплату от пенсионеров не потребуется. Органы пенсионного
обеспечения перечислят деньги на основании имеющихся документов.
Выплата
не учитывается при предоставлении иных мер соцподдержки.
Указ
вступает в силу со дня его подписания.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 августа 2021 г.
Указ
Президента РФ от 24
августа 2021 г. N 486
"О единовременной
денежной выплате гражданам, получающим пенсию"
В
сентябре пенсионеры получат дополнительно по 10 тысяч рублей.
Гражданам,
которые постоянно проживают в России и по состоянию на 31 августа 2021
г.
являются получателями пенсий, назначена единовременная выплата в 10
тыс. руб.
По
общему правилу средства будут выплачиваться в сентябре 2021 г. в
беззаявительном порядке вместе с очередной пенсией.
Выплата
защищена от взыскания по исполнительным документам и не учитывается при
определении прав на иные выплаты и меры соцподдержки.
Указ
вступает в силу со дня подписания.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 августа 2021 г.
Постановление
Правительства
РФ от 23 августа 2021 г. N 1392
"О внесении
изменений в Правила возмещения российским кредитным организациям и
акционерному
обществу "ДОМ.РФ" недополученных доходов по выданным (приобретенным)
жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам
Российской
Федерации, имеющим детей"
Продлена
программа льготной семейной ипотеки.
Программа
семейной ипотеки будет действовать до 31 декабря 2023 г., а не по 1
марта 2023
г. Это касается:
-
граждан, у которых начиная с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г.
родился
первый ребенок и (или) последующие дети, которые являются россиянами
(ставка по
кредиту - 6% годовых);
-
граждан, проживающих на Дальнем Востоке и приобретающих там жилье, при
рождении
у них начиная с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. первого ребенка
и (или)
последующих детей, которые являются россиянами (ставка по кредиту - 5%
годовых).
Лимит
средств на выдачу кредитов решено увеличить более чем в 2 раза.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 25 августа 2021 г.
Постановление
Правительства РФ от 18 августа 2021 г. N 1368
"О внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Женщины,
которые до 1 июля встали на учет в ранние сроки беременности, смогут
получить
единовременное пособие при уходе в декрет.
С
1 июля 2021 г. отменено единовременное пособие при постановке на учет в
ранние
сроки беременности. Вместо него женщина может рассчитывать на
ежемесячную
выплату, если среднедушевой доход в семье не превышает региональный
прожиточный
минимум.
Установлено,
что женщины, вставшие на учет до 1 июля 2021 г., получат единовременное
пособие. Его выплатят при уходе в декрет.
Также
Правительство внесло соответствующие изменения:
-
в положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному
социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных
к
оплачиваемому труду;
-
в положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 г. страхового
обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством и иных выплат.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 20 августа 2021 г.
Приказ
Минтруда России от
27 июля 2021 г. N 512н
"Об утверждении
Правил осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии"
Соцдоплату
к пенсии будут назначать в беззаявительном порядке.
С
2022 г. для территориальных органов ПФР устанавливаются новые правила
осуществления федеральной соцдоплаты к пенсии. Они заменят правила 2017
г.
Оговорены
установление, перерасчет, начисление доплаты и организация ее доставки.
Доплата
будет устанавливаться в беззаявительном порядке со дня назначения
пенсии, но не
ранее возникновения права на нее. Гражданам будут направлять
уведомления о
назначении доплаты.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 25 августа 2021 г. N 64761.
Приказ Минтруда
России
от 20 июля 2021 г. N 484н
"Об утверждении
Порядка и формы предоставления сведений о предполагаемом размере
страховой
пенсии по старости"
Граждан
будут регулярно информировать о размере их будущей пенсии.
С
1 января 2022 г. мужчин, достигших 45 лет, и женщин, достигших 40 лет,
ПФР
будет раз в 3 года информировать о предполагаемом размере страховой
пенсии по
старости. Установлен порядок такого информирования.
Сведения
о предполагаемом размере пенсии будут сообщать в месяце достижения
указанного
возраста через Портал госуслуг. Тем, кто не зарегистрирован на портале,
сведения предоставят по их обращению.
Помимо
предполагаемого размера пенсии, укажут страховой стаж, условия
приобретения
права на пенсию, величину и стоимость индивидуального пенсионного
коэффициента.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 23 августа 2021 г. N 64739.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 23 августа 2021 г.
Приказ
Минобрнауки
России от 27 июля 2021 г. N 670
"Об утверждении
Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о
квалификации, приложений к ним и их дубликатов"
Выпускники
вузов смогут получить электронную копию диплома.
С
1 сентября 2022 г. вводятся новые образцы дипломов о высшем образовании
и
квалификации. Минобрнауки определило порядок их заполнения, учета и
выдачи.
В
приложении к диплому будут приводить данные не только об основной
квалификации,
но и о дополнительной (при наличии).
По
просьбе выпускника электронную копию диплома направят на указанный им
адрес
электронной почты.
Приказ
вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 25 августа 2021 г. N 64759.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 25 августа 2021 г.
Приказ
Минобрнауки
России от 22 июля 2021 г. N 645
"Об утверждении
образцов и описания документов о высшем образовании и о квалификации и
приложений к ним"
Минобрнауки
обновило образцы документов о высшем образовании.
С
1 сентября 2022 г. вводятся в действие новые образцы дипломов
бакалавра,
специалиста и магистра, об окончании аспирантуры и адъюнктуры,
приложений к
ним.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 25 августа 2021 г. N 64758.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 25 августа 2021 г.
Временные
методические
рекомендации
"Порядок
проведения
вакцинации взрослого населения против COVID-19"
(утв.
Министерством
здравоохранения РФ 20 августа 2021 г.)
COVID-19:
вакцинированные получат QR-код, который будет действовать 1 год.
Актуализированы
временные рекомендации по проведению вакцинации взрослого населения
против
COVID-19. Уточнено,
когда проводится т. н. рутинная вакцинация, а когда - экстренная.
Обновлены
рекомендации по использованию вакцины "Спутник Лайт".
Определены особенности вакцинации пациентов с ВИЧ-инфекцией. Рекомендуется использовать вакцину "Гам-КОВИД-Вак" для профилактики COVID-19 у таких пациентов, начинающих антиретровирусную терапию через 4 недели от начала приема антиретровирусных средств.
После внесения в Регистр сведений о лицах, вакцинированных от COVID-19 или переболевших в течение последних 6 месяцев, на Едином портале госуслуг гражданину присваивается QR-код. Для лиц, получивших отрицательный результат ПЦР-теста, QR-код действует 72 часа. Для переболевших - в течение 6 месяцев с даты выздоровления. Граждане, вакцинированные или повторно вакцинированные от COVID-19, получают QR-код после введения второго компонента вакцины (если препарат двухкомпонентный) или после завершения вакцинации однокомпонентной вакциной "Спутник Лайт". Срок действия QR-кода - 1 год. При этом если эпидситуация будет ухудшаться, то срок может быть ограничен до 6 месяцев.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Приказ ФНС России
от 27
июля 2021 г. N ЕД-7-14/691@
"Об утверждении
Порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в
государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств
иностранных
юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала,
представительства
иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на
территории
Российской Федерации"
Филиалы
и представительства иностранных компаний будут аккредитовывать по новым
правилам.
Для
филиалов и представительств коммерческих иностранных компаний
определены новые
правила аккредитации, корректировки соответствующего реестра и
прекращения
действия аккредитации.
Они заменят правила 2014 г.
Указанными
вопросами занимаются территориальные органы ФНС. Для каждого случая
определены
списки документов и требования к их оформлению.
Правила
не касаются представительств иностранных компаний в сферах гражданской
авиации
и страхования (за некоторым исключением).
Приказ
вступает в силу по истечении 10 дней с даты опубликования, но не ранее
24
августа 2021 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 25 августа 2021 г. N 64755.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 25 августа 2021 г.
Письмо ФНС России
от 20
августа 2021 г. N СД-4-3/11747
"О рассмотрении
обращения"
В
рассматриваемой ситуации иностранная компания
зарегистрирована на территории
Кипра, работает в России через обособленное подразделение и
самостоятельно
признала себя налоговым резидентом. Компания планирует получить
дивиденды от
российской организации, доля компании в уставном капитале
которой
составляет более 50% и непрерывно принадлежит компании в течение более
365
календарных дней.
ФНС
разъяснила особенности налогообложения прибыли.
Письмо ФНС России
от 19
августа 2021 г. N ЕА-4-15/11700@
ФНС
разъяснила, как определить страну происхождения товара, подлежащего
прослеживаемости.
В
рамках переходного периода (не менее 1 года) для адаптации
программного
обеспечения не устанавливается ответственность за некорректное
применение
положений законодательства о национальной системе прослеживаемости.
Письмо
ФНС России от 17
августа 2021 г. N СД-4-3/11571@
"О порядке
заполнения отдельных показателей единого корректировочного
счета-фактуры, а
также применения новой формы счета-фактуры"
Если
налогоплательщик не реализует товары, подлежащие прослеживаемости, или
осуществляет операции по реализации работ (услуг), передаче
имущественных прав,
то графы 12-13 в счете-фактуре, составляемом на бумажном носителе,
отображать
необязательно.
С
01.07.2021 не применяется форма счета-фактуры, действовавшая до
01.07.2021 и не
учитывающая новые требования.
Также
Минфин разъяснил, как заполняется единый корректировочный
счет-фактура.
Письмо ФНС России
от 13
августа 2021 г. N СД-4-11/11455@
ФНС
разъяснила, как налоговому агенту зачесть суммы излишне удержанного и
уплаченного НДФЛ с налоговых баз налогоплательщика, превышающих
5 млн руб.
Отмечается
также, что налоговый агент при исчислении НДФЛ вправе произвести зачет
сумм
излишне удержанного и уплаченного НДФЛ с налоговых баз
налогоплательщика,
превышающих 5 млн руб., в счет уплаты НДФЛ по иным
работникам
организации.
Вопрос.
ООО на ОСНО в Москве
торгует косметикой оптом и в розницу. Имеется офис и склад. Розничные
покупатели обслуживаются путем курьерской службы. Розничные заказы
поступают
через сайт. Покупатели не посещают ни офис, ни склад. Правильно ли мы
понимаем,
что в этом случае компания не должна платить торговый сбор?
Ответ.
Если доставка товара осуществляется с помощью
курьера со склада, который не отвечает признакам торгового объекта,
обязанности
по уплате торгового сбора не
возникает. Если в офисе или на складе осуществляется
выкладка и демонстрация
товара, там возможно обслуживание покупателей, могут осуществляться
денежные
расчеты, то торговый сбор в таком
случае подлежит уплате. Такой вывод следует из ответов на
аналогичные
вопросы, размещенных Департаментом
экономической политики и
развития города Москвы на своем
официальном сайте.
Ответ
подготовлен на основании следующих материалов:
https://www.mos.ru/depr/function/nalogovaya-politika/torgovyi-sbor-organizacii/voprosy-torgovogo-sbora/:
«Нужно ли уплачивать торговый сбор в случае,
если торговля осуществляется через интернет-магазин, а доставка товара
покупателям осуществляется со склада в городе Москве с помощью курьера
или
почтой?
Если
доставка товара осуществляется с помощью курьера или
почты со склада, который
не отвечает признакам торгового объекта, обязанности по
постановке на учет и уплате торгового сбора не
возникает.
Если
торговля ведется с использованием объекта
движимого
(недвижимого) имущества, на котором
осуществляется выкладка и демонстрация товара, обслуживание
покупателей, могут
осуществляться денежные расчеты, то
торговый сбор в таком случае подлежит уплате.
Например,
магазин-склад: предприятие торговли, в котором по методу
самообслуживания
осуществляют продажу физическим лицам и/или хозяйствующим субъектам
продовольственных и непродовольственных товаров непосредственно из
транспортной
упаковки (ящиков, контейнеров и др.) или в транспортной
упаковке»;
https://www.mos.ru/depr/function/nalogovaya-politika/torgovyi-sbor-organizacii/voprosy-torgovogo-sbora/:
«Налоговый
кодекс
Российской Федерации предусматривает, что торговый сбор взимается в том
числе и
при торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада. Однако
законом г.
Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2017 № 62 ставка
торгового сбора для такого
вида торговой деятельности не установлена. Обязан ли предприниматель,
отпускающий товары со склада, подать уведомление о постановке на учет в
качестве плательщика торгового сбора?
Нет. Торговый
сбор в
отношении вида деятельности «Торговля, осуществляемая путем
отпуска товаров со
склада» в городе Москве не установлен. При этом к складам
относятся здания
(строения, сооружения) или их части, предназначенные для хранения
товара, не
предусматривающие к нему доступ покупателей и не имеющие оборудования,
предназначенного для выкладки и демонстрации товара и проведения
денежных
расчетов с покупателями. Соответственно, индивидуальные предприниматели
и
организации, осуществляющие такой вид торговли, не являются
плательщиками
торгового сбора и не должны подавать уведомление о постановке на учет в
качестве плательщика торгового сбора.
Да. Если на таком складе осуществляется
выкладка и демонстрация товара, у покупателей существует возможность
свободно
передвигаться по территории склада, могут осуществляться денежные
расчеты, то
торговый сбор в таком случае подлежит уплате».
Возможно,
Вам также
будут полезны материалы, содержащие дополнительную информацию по
тематике
вопроса:
Вопрос:
Организация зарегистрирована в г. Москве. У организации есть офис, где
хранятся
документы и ведется бухгалтерский учет. Ознакомление покупателей с
товаром
происходит на сайте интернет-магазина. Покупатели оплачивают товар в
безналичном порядке. Товар для продажи находится на арендуемом складе
(на
территории г. Москвы). Доставка товара покупателям осуществляется
курьерами.
Организация не имеет отдельных пунктов выдачи товара непосредственно
покупателям. Является ли организация в данной ситуации плательщиком
торгового
сбора? Если является, то что считать объектом осуществления торговли в
целях
главы 33 НК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2015
г.);
Энциклопедия
решений. Торговый сбор при дистанционной продаже товаров (по каталогам,
через
Интернет и пр.).
Ответ
подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр"
27 августа 2021 г.
Новые
материалы в системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая библиотека бухгалтера и
кадрового
работника"
Книги
Крутякова
Т.Л. НДС: практика исчисления и уплаты
(издание седьмое, перераб. и доп.). - "Издательство АйСи", 2021 г.
Эта
книга - подробное
практическое пособие по исчислению и уплате НДС, в издании учтены все
последние
изменения, в том числе вступившие в силу летом 2021 года. Большое
внимание
уделено спорным и сложным вопросам, проанализированы положения
Постановления
Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 "О некоторых вопросах,
возникающих у
арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на
добавленную стоимость", знаковые решения ВС РФ и КС РФ,
прокомментированы
все значимые разъяснения Минфина России и ФНС России. Опытный бухгалтер
найдёт
в этой книге пути решения многих проблемных ситуаций, а новичку она
поможет
"подружиться" с НДС, избежать распространённых ошибок. Большое
количество практических числовых примеров с бухгалтерскими проводками
делает
работу с книгой максимально полезной и удобной.
Митюкова
Э.С. Строительство: бухгалтерский и
налоговый учёт (издание пятое, перераб. и доп.). - "Издательство
АйСи", 2021 г.
В
книге рассмотрены
вопросы правового регулирования, а также отражения в учёте и
налогообложении
деятельности строительных компаний. Особое внимание уделено новым
правилам
заключения застройщиками договоров долевого участия с использованием
счетов
эскроу, вытекающим из Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N
214-ФЗ (с изм.
и доп.). Автор детально рассмотрел особенности заключения
инвестконтрактов,
договоров с техзаказчиком, генподрядными и субподрядными организациями
на
выполнение строительных и ремонтных работ. Подробно описываются вопросы
бухгалтерского и налогового учета затрат на формирование стоимости
строительства, содержание застройщика, определения финансового
результата и
расчетов по договорам подрядчиков, заказчиков и инвесторов.
Материалы
прессы
Информационный
блок
"Библиотека консультаций. Кадры"
Материалы
прессы
Новые материалы
службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Приказ
Рособрнадзора от 23 июля 2021
г. N 1052
"Об утверждении
Административного
регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере
образования и
науки государственной услуги по государственной аккредитации
образовательной
деятельности"
Рособрнадзор
будет аккредитовывать образовательную деятельность по собственному
регламенту.
Признан
не подлежащим применению утвержденный Минобрнауки регламент
Рособрнадзора по
аккредитации образовательной деятельности. Взамен Служба установила
собственный
регламент.
Служба
в т. ч. аккредитует российские вузы, работающие в России, российские
образовательные организации за границей, загранучреждения России,
осуществляющие образовательную деятельность, а также иностранные
образовательные организации за границей и по месту нахождения филиалов
в
России.
Оговорены
выдача и переоформление свидетельств об аккредитации, выдача временных
свидетельств, предоставление дубликатов. Для каждого случая указаны
необходимые
документы и сроки их рассмотрения.
Приказ
вступает в силу с 1 сентября 2021 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 20 августа 2021 г. N 64710.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 20 августа 2021 г.
Постановление
Правительства Москвы от
26 августа 2021 г. N 1330-ПП
"О внесении
изменений в
постановление Правительства Москвы от 24 марта 2020 г. N 212-ПП"
Меры
поддержки московских предпринимателей в условиях режима повышенной
готовности:
дополнения.
Согласно
внесенным изменениям теперь на поддержку также могут рассчитывать
субъекты
предпринимательства, не относящиеся к категориям малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие следующие виды деятельности:
деятельность в
сфере общественного питания; организация культурных, выставочных,
просветительских мероприятий; деятельность в области культуры,
организации
досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и
спорт;
деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (услуги
парикмахерских и
салонов красоты). Удельный вес доходов от осуществления указанной
деятельности
должен быть не менее 70% от общей суммы доходов организации или ИП за
2020 г.
Кроме
того, дополнен перечень приоритетных видов деятельности субъектов
малого и
среднего предпринимательства, в него включены следующие виды
деятельности:
предоставление в аренду (сдача внаем), за исключением предоставления по
договорам финансовой аренды (лизинга), собственного недвижимого
имущества (за
исключением земельных участков, многоквартирных домов, жилых домов,
квартир и
иных жилых помещений) и собственного движимого имущества; деятельность
по
обслуживанию зданий и территорий.
Опубликовано
на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 26 августа
2021 г.
Вопрос - ответ
Вопрос.
При
проверке УФМС иностранных граждан на территории предприятия было
выявлено, что
у двоих человек нет разрешения на работу. Им выписали штраф, теперь по
повестке
вызывают руководителей организации и ссылаются на ст. 18.15 КоАП РФ.
Какая
ответственность предусмотрена за данное решение?
Ответ. Рассмотрев
вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Правовой статус
иностранных граждан при осуществлении ими трудовой
деятельности на территории РФ регулируется Федеральным законом от
25.07.2002 N
115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Если со страной, из которой въехал
иностранец, у РФ действует безвизовый режим (большинство стран СНГ),
оформление
трудовых отношений значительно упрощается как для самого иностранного
гражданина, так и для работодателя. Первому достаточно оформить патент
на
работу (при условии достижения 18-летнего возраста), а второму - не
иметь на
момент заключения трудового (гражданско-правового) договора
неисполненных
постановлений о назначении административных наказаний за незаконное
привлечение
к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан. Получать специальное
разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы
работодателю
не требуется (подп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Но при этом
обязательность оформления патента на работу не может ставиться
под сомнение*(1). Административное законодательство РФ предусматривает
меры
ответственности в случае трудоустройства иностранца без патента (когда
по
закону он является необходимым для легальной работы) как для самого
иностранца,
так и для работодателя (заказчика).
Но если в
отношении иностранного гражданина максимальный размер штрафа
ограничен семью тысячами рублей (части 1, 2 ст. 18.10 КоАП РФ), то для
работодателя установлены значительно более суровые санкции: штраф по
части 1, 4
ст. 18.15 КоАП РФ может составлять до 1 000 000 руб. Причем согласно п.
2
примечания к ст. 18.15 КоАП РФ в случае незаконного привлечения к
трудовой
деятельности в РФ двух и более иностранных граждан административная
ответственность наступает за нарушение правил в отношении каждого
иностранного
гражданина в отдельности.
Также необходимо
отметить, что отсутствие оформленного трудового договора с
иностранным гражданином положения не спасает, поскольку в рамках ст.
18.15 КоАП
РФ под привлечением иностранного гражданина к трудовой деятельности
понимается
его допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг.
Поэтому
если факт выполнения работ на территории организации надлежащим образом
задокументирован, работодателю не удастся доказать отсутствие трудовых
отношений в рассматриваемой ситуации. Более того, существует судебная
практика,
когда меры ответственности за допуск иностранцев к работе применялись
даже не к
прямому работодателю, а, например, к генеральному подрядчику за
работников
подрядчика, допущенных к работе на соответствующем объекте
(постановление ВС РФ
от 29.06.2016 N 308-АД16-2457).
Отметим, что при
наличии исключительных обстоятельств, связанных с
характером совершенного административного правонарушения и его
последствиями,
имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной
ответственности юридического лица нарушителю может быть назначено
наказание в
виде административного штрафа в размере менее минимального размера
административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП
(в
случае, если минимальный размер административного штрафа для
юридических лиц
составляет не менее ста тысяч рублей, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ). В
судебной
практике встречаются дела, когда размер штрафа снижался в связи с тем,
что на
финансовое положение организации повлияли, например, коронавирусные
ограничения, в случае, если они непосредственно сказались на
хозяйственной
деятельности юридического лица (смотрите решение Арбитражного суда
Республики
Тыва от 9 июня 2020 г. по делу N А69-3152/2018).
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел
контроль качества
17 августа 2021 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации,
оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной
информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Указы
Президента РФ от 18 апреля 2020 г. N 274, от 15 июня 2021 г. N
364 не предусматривают в настоящее время возможности работать (или
принимать на
работу) иностранцев без патента, когда такой патент обязателен в силу
закона.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека юриста"
Книги
Смоляров
М.В.
Обжалование ненормативных актов органов публичной власти. - "Право
Доступа", 2021 г.
В
представленной работе автор предпринимает скромную попытку изучить
ситуацию
принятия неправомочных решений органов публичной власти в преломлении
как
национального (производится оценка возможного обжалования таких
решений), так и
зарубежного опыта. Органы публичной власти (органы государственной
власти и
органы местного самоуправления) в пределах своих полномочий,
определенных как в
Конституции России, так и в иных нормативных правовых актах, принимают
те или
иные решения, имеющие важное практико-правовое значение как для
отдельных
субъектов (физических лиц), так и для групп (коммерческих и
некоммерческих
организаций). Эти решения, издаваемые в форме нормативных и
ненормативных
актов, в идеальном случае должны соответствовать требованиям
федерального
законодательства, но это происходит не всегда.
Смоляров
М.В. Финансовые
санкции, исчисление в процентах от суммы полученного имущества или
незаконных
доходов: КоАП и НК РФ. - "Право Доступа", 2021 г.
Правонарушение,
совершенное физическим, юридическим или должностным лицом, предполагает
широкий
выбор всевозможных санкций, которые могут применить практически любые
контрольно-надзорные органы публичной власти. Одним из наиболее
популярных (и
малозатратных для государства с точки зрения администрирования)
считаются
финансовые санкции, которых в действующем кодифицированном
законодательстве
великое множество (например, с установлением диапазона суммы и
рассматриваемые
в этой работе т. н. "колеблющиеся", зависимые от размера стоимостного
выражения предмета правонарушения, в т. ч. денежных средств, полученных
в
результате совершенного нарушения). Автором предпринимается попытка
изучить
причины и основания финансовых санкций, процедуру привлечения субъекта
к
ответственности в рамках законодательства, а также обжалование
принятого
органом власти решения. При рассмотрении вопроса автор акцентирует
особое
внимание на наиболее интересных судебных случаях (производится анализ в
контексте практики ВС РФ, КС РФ, судов общей юрисдикции).
Материалы
прессы
Новые материалы
службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков