ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3 сентября 2021 г. ВЫПУСК № 34 (783)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Указ
Президента РФ от 30
августа 2021 г. N 503
"О единовременной
денежной выплате лицам, проходящим службу в некоторых федеральных
государственных органах"
Сотрудники
правоохранительных органов получат по 15 тыс. руб.
В
сентябре 2021 г. сотрудники ряда правоохранительных органов получат
единовременную выплату в размере 15 тыс. руб. Это прокуроры,
сотрудники СК РФ, ОВД, УИС, органов
принудительного исполнения, федеральной противопожарной службы,
таможни; лица,
проходящие службу в войсках нацгвардии и имеющие спецзвания полиции;
лица
начальствующего состава ГФС.
Выплата
защищена от взысканий.
Указ
вступает в силу со дня его подписания.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 31 августа 2021 г.
Указ
Президента РФ от 30
августа 2021 г. N 502
"О единовременной
денежной выплате отдельным категориям военнослужащих"
Военнослужащие-контрактники
и курсанты получат по 15 тыс. руб.
В
сентябре 2021 г. военнослужащие-контрактники, а также курсанты военных
учебных
заведений получат единовременную выплату в размере 15 тыс. руб. Из суммы выплаты
удержания (в т. ч.
на основании исполнительных документов и решений суда) не производятся.
Указ
вступает в силу со дня подписания.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 31 августа 2021 г.
Постановление
Правительства РФ от 28 августа 2021 г. N 1436
"О внесении
изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28
декабря 2020
г. N 2299"
Детские
онкобольницы смогут лечить своих пациентов, пока им не исполнится 21
год.
Правительство
скорректировало программу бесплатной медпомощи гражданам на 2021-2023
гг.
В
частности, подростки, страдающие онкологическими заболеваниями, смогут
продолжать лечение в детских профильных больницах и после того, как им
исполнится 18 лет. Такие медучреждения будут лечить своих пациентов до
достижения ими 21 года. Затем их переведут во взрослую больницу.
Установлен
примерный перечень заболеваний, состояний (их групп) с оптимальной
длительностью стационарного лечения до 3 дней включительно.
Постановление
вступает в силу со дня опубликования.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 1 сентября 2021 г.
Приказ Минтруда
России
от 29 июля 2021 г. N 522н
"О внесении
изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и
социальной
защиты Российской Федерации по вопросам, связанным с предоставлением
государственных пособий гражданам, имеющим детей"
Минтруд
актуализировал свои акты по пособиям на детей.
Скорректированы
список документов для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением
ребенка
и установленные Минтрудом правила назначения и выплаты пособий
гражданам с
детьми.
Для
вставших на учет в ранние сроки беременности в списке отражена замена
единовременного пособия на ежемесячное.
Нормы
о прежнем пособии из правил исключены. Вопросы их назначения и выплаты
регулирует ПФР, а не Минтруд.
Указано,
что ежемесячное пособие по уходу за ребенком также положено женам
служащих за
границей военных, которые не работают и также, как и супруг, проживают
за
границей.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 31 августа 2021 г. N 64803.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 31 августа 2021 г.
Приказ Ростуризма
от 31
августа 2021 г. N 358-Пр-21
"О внесении
изменений в приказ Федерального агентства по туризму от 11 июня 2021 г.
N
219-Пр-21 "Об установлении перечня субъектов Российской Федерации, на
территориях которых предоставляется туристская услуга, сроков ее
предоставления, а также об определении периода оплаты стоимости
туристской
услуги"
Продажа
туров с кешбэком продлена до середины сентября.
Ростуризм
продлил четвертый этап программы по возврату денежных средств за
приобретенные
туры по России. Окно продаж туров продлено на 2 недели - по 14 сентября
2021 г.
Условия
получения кешбэка не изменились. Туристу на карту МИР возвращается 20%
стоимости тура или проживания, максимум - 20 тыс. руб. Поехать можно в
любой
регион с 1 октября по 24 декабря. При этом в круиз можно отправиться с
1
сентября до окончания навигации. В программе участвуют поездки и
проживание в
гостинице от 2 ночей.
Приказ
вступает в силу с 31 августа 2021 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 31 августа 2021 г. N 64813.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Приказ Минфина
России от
8 июня 2021 г. N 75н
"Об утверждении
кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на
2022 год
(на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)"
Новые
КБК на следующий год.
Минфин
утвердил новые коды бюджетной классификации РФ на 2022 г. (2022 г. и
плановый
период 2023-2024 гг.).
Они
применяются при составлении и исполнении бюджетов на 2022 г. (2022 г. и
плановый период 2023-2024 гг.).
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 30 августа 2021 г. N 64794.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 31 августа 2021 г.
Приказ ФНС России
от 9
июля 2021 г. N ЕД-7-21/646@
"Об утверждении
формы заявления налогоплательщика - российской организации о
предоставлении
налоговой льготы по налогу на имущество организаций, порядка ее
заполнения и
формата представления указанного заявления в электронной форме, а также
формы
уведомления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество
организаций, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по
налогу
на имущество организаций"
Льготы
для организаций при исчислении налога на имущество по кадастровой
стоимости:
формы документов.
Урегулировано
предоставление российским организациям льгот по налогу на имущество в
отношении
объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая
стоимость.
С 2022
г. устанавливаются форма, формат и правила заполнения заявления о
предоставлении льготы, а также формы уведомления о предоставлении
льготы и
сообщения об отказе в этом.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 30 августа 2021 г. N 64802.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 31 августа 2021 г.
Приказ ФНС России
от 5
июля 2021 г. N ЕД-7-14/633@
"Об утверждении
форм и форматов документов, используемых при аккредитации филиалов,
представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих
деятельность на
территории Российской Федерации, а также требований к их оформлению"
При
аккредитации филиалов, представительств иностранных фирм применяются
новые
формы и форматы документов.
ФНС
утвердила новые 4 формы документов, используемых при аккредитации
филиалов,
представительств иностранных юрлиц, ведущих деятельность в России:
-
15АФП "Заявление об аккредитации филиала, представительства
иностранного
юридического лица";
-
15ИФП "Заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в
государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств
иностранных
юридических лиц";
-
15ПФП "Заявление о прекращении действия аккредитации филиала,
представительства иностранного юридического лица";
-
15ЗФП "Информационный лист о внесении записи в государственный реестр
аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц".
Также
обновлены правила составления документов, форматы 15АФП, 15ИФП и 15ПФП.
Ранее
применялась в т. ч. форма 15СвФП "Свидетельство о внесении записи в
государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств
иностранных
юридических лиц".
Утверждение
новых форм обусловлено поправками к процедуре аккредитации. Так,
предусмотрено
приостановление аккредитации для устранения технических ошибок в
предоставляемых
документах. Уточнены основания для отказа в аккредитации.
Прежние
формы и форматы документов признаны утратившими силу.
Приказ
вступает в силу по истечении 10 дней со дня опубликования.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 1 сентября 2021 г. N 64827.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 1 сентября 2021 г.
Положение Банка
России
от 29 июня 2021 г. N 762-П
"О правилах
осуществления перевода денежных средств"
ЦБ
РФ обновил порядок перевода денежных средств.
Обновление
правил денежных переводов обусловлено в т. ч. внедрением международного
стандарта финансовых сообщений ISO 20022 в национальной платежной
системе.
Пересмотрены
реквизиты и формы платежных поручений. Появился новый вид документа -
платежное
распоряжение. Часть поправок связана с переходом Федерального
казначейства на
проведение операций через единый казначейский счет. Включены нормы
указания о
порядке отражения кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных
средств.
Прежнее
положение, а также упомянутое указание признаны утратившими силу.
Положение
вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования, за
исключением
отдельных норм, которые будут действовать с 1 апреля 2022 г.
Предусмотрен ряд
переходных правил.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 25 августа 2021 г. N 64765.
Опубликовано
на сайте Банка России (http://www.cbr.ru) 31 августа 2021г.
Инструкция
Банка России от
30 июня 2021 г. N 204-И
"Об открытии,
ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)"
С
апреля следующего года будет действовать новый порядок открытия,
ведения и
закрытия банковских счетов.
Банк
России обновил порядок открытия, ведения и закрытия в России банковских
счетов,
счетов по вкладам (депозитам). Речь идет о счетах не только в
российской и
иностранной валюте, но и в драгметаллах.
Кредитная
организация, как и ранее, вправе самостоятельно определять в банковских
правилах перечень документов, предоставляемых клиентами для открытия
счетов,
формы карточки с образцами подписей и оттиска печати.
Прежний
порядок признан утратившим силу.
Инструкция
вступает в силу с 1 апреля 2022 г. Предусмотрен ряд переходных
положений.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 августа 2021 г. N 64669.
Опубликовано
на сайте Банка России (http://www.cbr.ru) 27 августа 2021г., в
"Вестнике
Банка России" от 1 сентября 2021 г. N 61.
Вопрос
– ответ
Вопрос.
Обязательно ли в
кассовых документах менять фамилию и инициалы подписанта при замене
кассира на
время отпуска?
Ответ. В соответствии с
подп. 4.3 п. 4
Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения
кассовых
операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых
операций
индивидуальными предпринимателями и субъектами малого
предпринимательства"
(далее - Указание N 3210-У) кассовые документы подписываются главным
бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), а
также
кассиром. В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых
документов
руководителем кассовые документы подписываются руководителем.
Согласно
ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском
учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый первичный учетный документ
должен
содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N
402-ФЗ.
К
числу обязательных реквизитов относятся, в частности:
-
наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку,
операцию
и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование
должности
лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося
события;
-
подписи указанного лица (лиц) с указанием фамилий и инициалов либо иных
реквизитов, необходимых для идентификации (п. 6 и п. 7 ч. 2 ст. 9
Закона N
402-ФЗ). Аналогичное требование содержит и п. 2.5 Положения о
документах и
документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР
29.07.1983
N 105 по согласованию с ЦСУ СССР (действует до 01.01.2022).
Полагаем,
что из этих формулировок следует, что при смене кассира в кассовых
документах
изменяются указываемые фамилия и инициалы подписанта.
Обратите
внимание: корректное указание актуальных данных необходимо еще и в
связи с
требованиями п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в
Российской
Федерации" (письмо Минфина России от 26.05.2021 N 30-01-15/40362).
Рекомендуем
также ознакомиться с материалами:
-
Энциклопедия решений. Кассовые и иные документы, оформляемые при
ведении
кассовых операций;
-
Вопрос: Если в расшифровке должности на бланках авансовых отчетов и
расходных
кассовых ордеров стоит должность директора, а фактически подписывает их
работник, уполномоченный на это, будет ли это считаться нарушением
кассовой
дисциплины и подделкой подписи? (ответ службы Правового консалтинга
ГАРАНТ,
октябрь 2016 г.)
-
Работа с онлайн-кассами в "1С:Бухгалтерии 8" (журнал
"БУХ.1С", N 9, сентябрь 2017 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел
контроль качества
26
августа 2021 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в
рамках
услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения
подробной
информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Новые
материалы в системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая библиотека бухгалтера и
кадрового
работника"
Книги
Материалы
прессы
Информационный
блок
"Библиотека консультаций. Кадры"
Материалы
прессы
Новые материалы
службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Постановление
Правительства РФ от 28
августа 2021 г. N 1432
"О внесении
изменений в некоторые
акты Правительства Российской Федерации"
Запрещены
госзакупки импортных ноутбуков и компьютеров.
Правительство
скорректировало ограничения на госзакупки импортной электроники.
Введен
запрет на закупки импортных интегральных микросхем, смарт-карт,
ноутбуков,
планшетов, компьютеров, серверов и светотехнической продукции.
В
отношении закупок остальной электроники и электронной медтехники
действует
правило “второй лишний”. Т. е. заказчик обязан
отклонить все заявки на участие
в закупке, в которых предлагается импортная продукция, если подана хотя
бы одна
заявка с предложением поставить отечественную электронику.
Постановление
вступает в силу со дня его официального опубликования и не применяется
к
закупкам, извещения о которых размещены ранее этого.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 31 августа 2021 г.
Указание Банка
России от
15 июля 2021 г. N 5861-У
"О порядке
представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений
и
информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и
финансированию терроризма"
Кредитные
организации будут представлять данные в Росфинмониторинг по новым
правилам.
Банк
России унифицировал порядок представления сведений и информации в
Росфинмониторинг кредитными организациями.
Данные
представляются в виде формализованного электронного сообщения в
соответствии с
размещенными на сайте ЦБ РФ правилами составления информации в
электронной
форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.
Новый
порядок вступает в силу с 1 сентября 2021 г., а с 1 апреля 2022 г. он
будет
распространен и на представление сведений об отказах от открытия
банковского
счета (вклада) и от проведения операций.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 31 августа 2021 г. N 64808.
Опубликовано
на сайте Банка России (http://www.cbr.ru) 1 сентября 2021 г.
Положение
Банка России от
15 июля 2021 г. N 764-П
"О порядке,
сроках
и объеме доведения Банком России до сведения организаций,
осуществляющих
операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье
5
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма",
регулирование,
контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством
Российской
Федерации осуществляет Банк России, информации, полученной от
уполномоченного
органа в соответствии с пунктом 132 статьи 7 указанного Федерального
закона"
С
сентября финансовые организации будут информироваться Банком России в
"антиотмывочных" целях по новым правилам.
В
связи с внесением изменений в "антиотмывочный" закон Банк России
установил новый порядок доведения до сведения кредитных и других
финансовых
организаций информации, полученной от Росфинмониторинга. Речь идет о
передаче сведений,
касающихся отказов от проведения операций, от заключения договора
банковского
счета (вклада).
Объем
доводимой до организаций информации определяется Банком России по
согласованию
с Росфинмониторингом в зависимости от степени (уровня) риска совершения
клиентами операций в противозаконных целях. Состав сведений размещается
на
сайте регулятора.
Положение
вступает в силу с 1 сентября 2021 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 31 августа 2021 г. N 64807.
Вопрос - ответ
Вопрос.
Предприятие
размещает на своем официальном сайте персональные данные работника
(фотографию,
год рождения, должность) в информационных целях. Необходимо ли в данном
случае
оформление отдельного от иных согласий субъекта персональных данных на
обработку его персональных данных согласия на распространение, следуя
норме
части 1 ст. 10.1 ФЗ "О персональных данных" и по установленной форме
(п. 9 ст. 9 данного ФЗ) форме? Либо данная норма распространяется на
иные
случаи, когда сам субъект (п. 1.1 ст. 3 данного ФЗ) дает доступ к своим
персональным
данным, и относится к другим правоотношениям, работой с Единой системой
идентификации и аутентификации?
Ответ. Рассмотрев
вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Размещение
фотографий работников и сопутствующей информации на сайте
организации в приведенной ситуации соответствует признакам
распространения
персональных данных и требует отдельного согласия работников.
Обоснование
вывода:
Статьей 10.1
Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О
персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) установлены особенности
обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных
данных для
распространения, под которыми понимаются персональные данные, доступ
неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных
данных
путем дачи согласия на подобную обработку в установленном порядке (п.
1.1 ст. 3
Закона N 152-ФЗ). Распространение персональных данных, в свою очередь,
представляет собой действия, направленные на раскрытие персональных
данных
неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
На наш взгляд,
ограничение сферы применения ст. 10.1 Закона N 152-ФЗ только
случаями обработки персональных данных, доступ к которым предоставлен
самим
субъектом персональных данных, противоречило бы смыслу заложенных в эту
статью
норм. К примеру, как следует из ч. 2 ст. 10.1 Закона N 152-ФЗ,
раскрытие
персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом
персональных
данных является лишь частным случаем из общей сферы применения ст. 10.1
Закона
N 152-ФЗ. Поэтому мы полагаем, что ключевым понятием для применения
названной
статьи является именно распространение персональных данных: если
обработка
персональных данных заключается в действиях, направленных на раскрытие
персональных данных неопределенному кругу лиц, то оператор должен
осуществлять
такую обработку в соответствии с требованиями ст. 10.1 Закона N 152-ФЗ.
Другого
порядка обработки персональных данных в форме распространения закон не
содержит.
Соответственно,
если работодатель собирается разместить фотографии
работников в открытом доступе - на корпоративном сайте в сети Интернет
(изображения при этом предполагается дополнить справочной информацией,
включающей фамилию, имя, отчество сотрудника, год рождения), его
действия
следует признать распространением персональных данных*(1).
Следовательно, организация
в описанной ситуации обязана соблюсти требования Закона N 152-ФЗ и
получить
предварительное согласие сотрудников на распространение их персональных
данных,
включая фотографическое изображение, неопределенному кругу лиц. Такое
согласие
должно быть получено по правилам ст. 10.1 Закона N 152-ФЗ. Молчание или
бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах
не может
считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных
субъектом
персональных данных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Закона N 152-ФЗ).
Напомним, что с 1
сентября 2021 г. вступает в силу приказ Федеральной
службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций от 24 февраля 2021 г. N 18, утвердивший требования к
содержанию
согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом
персональных
данных для распространения.
Отметим, что
согласно ч. 11 ст. 10.1 Закона N 152-ФЗ установленные
субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления
доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения
доступа)
персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для
распространения, не распространяются на случаи обработки персональных
данных в
государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных
законодательством Российской Федерации. Обработка персональных данных,
необходимая для достижения целей, предусмотренных международным
договором
Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения
возложенных
законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий
и
обязанностей, допускается и без согласия субъекта персональных данных
(п. 2 ч.
1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Таким образом, размещение персональных данных
работников на сайте организации не требует предварительного их согласия
в том
случае, если работодатель обязан законом к размещению таких
сведений*(2).
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
Ответ прошел
контроль качества
23 августа 2021 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации,
оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной
информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
────────────────────────────────────────────────────────────
*(1). Согласно
нормам п. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 11 Закона N 152-ФЗ
персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо
или
косвенно определенному или определяемому физическому лицу, а их
обработкой -
любое действие (операция) с такими данными. Биометрическими
персональными
данными признаются сведения, характеризующие физиологические и
биологические
особенности человека, на основании которых можно установить его
личность. На
основе приведенных норм можно заключить, что персональные данные (в
целях
применения Закона N 152-ФЗ) - это всевозможные сведения, с помощью
которых
можно идентифицировать субъекта персональных данных, что согласуется с
положениями ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при
автоматизированной
обработке персональных данных, принятой Советом Европы 28.01.1981.
Обращаем
внимание, что из Закона N 152-ФЗ не следует, что персональными
данными являются только такие сведения о человеке, которые позволяют
его
персонифицировать в отрыве от другой информации о нем (либо относящейся
к
нему). Данный вывод находит прямое подтверждение, в частности, в ч. 1
ст. 8
Закона N 152-ФЗ, причисляющей к персональным данным фамилию, имя,
отчество, год
и место рождения, адрес человека и др. При этом совершенно очевидно,
что сам по
себе адрес регистрации по месту жительства (временного пребывания) или,
к
примеру, абонентский номер, недостаточны для персонификации субъекта.
Однако в
совокупности с иными данными (в частности, фамилией, именем, отчеством)
они
позволяют установить личность субъекта персональных данных.
Закон N 152-ФЗ
определяет персональные данные достаточно широко и не
закрепляет исчерпывающего перечня сведений, относящихся к персональным
данным
субъекта. Изображение человека, в том числе фотографическое, среди
подобных
сведений в нем прямо не упомянуто.
В
правоприменительной практике получила распространение позиция,
высказанная представителями Роскомнадзора, согласно которой фотография
человека
относится к биометрическим персональным данным при условии, что она
используется оператором для установления личности субъекта персональных
данных.
Эта позиция поддержана представителями Минцифры России и судьями
(смотрите
письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
РФ от
17.07.2020 N ОП-П24-070-19433; кассационное определение СК по
административным
делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 31.07.2020 по делу
N
8а-15200/2020[88а-17020/2020], постановление Арбитражного суда
Северо-Западного
округа от 21.11.2017 N Ф07-11732/17 по делу N А42-342/2017). Примеров
обратного
подхода ни в официальных разъяснениях, ни в судебной практике нам
обнаружить не
удалось. В соответствии с данным подходом, если фотография работника не
используется для установления его личности, такая обработка под
действие ст. 11
Закона N 152-ФЗ не подпадает.
В то же время не
вызывает сомнений, что фотография передает физиологические
особенности человека и наряду с иными сведениями о нем может служить
идентификации личности. Поэтому действия работодателя (иного лица) в
отношении
фотографий работников (клиентов и т.п.) при определенных условиях могут
быть
отнесены к обработке иных (не биометрических) персональных данных.
Косвенное
подтверждение этому выводу можно обнаружить и в судебной практике
(смотрите, к
примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Пензенского
областного суда от 24.04.2018 по делу N 33-1318/2018).
Так, в
рассматриваемой ситуации организация не будет использовать
фотографии сотрудников для определения их личности, но предполагает
разместить
фотографии в открытом доступе - на корпоративном сайте в сети Интернет.
Изображения при этом предполагается дополнить справочной информацией,
включающей фамилию, имя, отчество сотрудника, год рождения. Учитывая,
что при
таких обстоятельствах любой посетитель сайта сможет соотнести
изображения с
прямо определенными субъектами (конкретными работниками), действия
работодателя
по размещению фотографий работников на сайте организации следует
признать
распространением персональных данных.
*(2) Примером
такого случая являются нормы ч. 3.3 ст. 32 Федерального
закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях",
п. 10 приложения к Порядку предоставления информации государственным
(муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети
Интернет
и ведения указанного сайта (утверждены приказом Минфина РФ от 21 июля
2011 г. N
86н), в силу которых государственные и муниципальные учреждения обязаны
размещать на сайте сведения о руководителях учреждений.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека юриста"
Книги
Синицын
С.А. Российское
и зарубежное гражданское право в условиях роботизации и цифровизации.
Опыт
междисциплинарного и отраслевого исследования: монография. - "Институт
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской
Федерации - "Инфотропик Медиа", 2021 г.
Рассматриваются
актуальные проблемы правового регулирования цифровизации экономики,
научно-практические основания выделения и происхождения категорий
"цифровая экономика", "искусственные нейронные сети",
"искусственный интеллект" в соотношении с развитием техники и
естествознания. Прослеживаются трансформации и динамика развития
объекта
правового регулирования в условиях цифрового производства и обмена.
Исследуются
проблемы и перспективы развития гражданского права в цифровом обществе.
Подчёркивается приоритет правового регулирования - обеспечение
безопасности,
гарантий соблюдения прав и охраны законных интересов юридических и
физических
лиц, действующих в цифровой среде.
Залоило
М.В.
Искусственный интеллект в праве: научно-практическое пособие (под ред.
д-ра
юрид. наук, проф. Д.А. Пашенцева). - "Инфотропик Медиа", 2021 г.
В
пособии исследуются понятие и основные характеристики искусственного
интеллекта, выработанные отечественной и зарубежной доктриной и во
многом
опередившие его легальные трактовки. На основе анализа российских,
зарубежных и
международных правовых и программных актов в области цифровизации
выстраивается
модель правового регулирования искусственного интеллекта, обозначаются
проблемы
его правосубъектности в условиях перехода к шестому технологическому
укладу.
Обосновывается обособление категории искусственного юридического
интеллекта,
оцениваются преимущества и риски его применения в правовой сфере, в
частности,
в правотворческой и правоприменительной деятельности. Выявляется
значение
искусственного интеллекта и обозначается его потенциал в преодолении
глобальных
вызовов современности (экономических, социальных, эпидемиологических,
культурных и др.).
Рыжаков
А.П. Понятие и
статус эксперта в уголовном процессе. Комментарий к ст. 57 УПК РФ. -
Специально
для системы ГАРАНТ, июль 2021 г.
Эссе
автора посвящено вопросу статуса эксперта в уголовном процессе.
Тихомирова
Л.А. Реформа
контрольно-надзорной деятельности ("регуляторная гильотина") в сфере
промышленной безопасности. - Специально для Системы ГАРАНТ, 2021 г.
Регуляторная
гильотина, введённая в целях проведения реформы контрольно-надзорной
деятельности, предполагает отмену с 2021 г. всех обязательных
требований,
которые к этому времени уже не были пересмотрены. В практическом
пособии
представлен системный анализ новых и значительно обновлённых
нормативных
правовых актов, а также некоторых законопроектов в области промышленной
безопасности. Кроме того, в контексте избранной автором темы
рассмотрены
положения Федеральных законов от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об
обязательных
требованиях в Российской Федерации" (с изм. и доп.) и от 31 июля 2020
г. N
248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации" (с изм. и доп.), а также досудебный порядок
обжалования решений надзорного органа, действий (бездействия) его
должностных
лиц.
Материалы
прессы
Новые материалы
службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков