ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
17 декабря 2021 г. ВЫПУСК № 49 (798)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Распоряжение
Правительства РФ от 10 декабря 2021 г. N 3512-р
Россия
закрыла въезд в страну иностранцам из 9 стран Африки и Гонконга.
Временно
ограничен въезд в Россию иностранцев из Ботсваны, Зимбабве, Гонконга,
Лесото,
Мадагаскара, Мозамбика, Намибии, Танзании, Эсватини и ЮАР. Запрет на
въезд
касается как граждан и постоянных жителей этих стран, так и
иностранцев,
которые находились там в предшествующие въезду 2 недели.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2021 г.
Приказ Минтруда
России
от 29 октября 2021 г. N
773н
"Об утверждении
форм (способов) информирования работников об их трудовых правах,
включая право
на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня
информационных
материалов в целях информирования работников об их трудовых правах,
включая
право на безопасные условия и охрану труда"
Минтруд
утвердил способы информирования работников об их трудовых правах.
С
1 марта 2022 г. работодатель будет обязан информировать работников об
их
трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда.
Минтруд
утвердил формы (способы) информирования работников и примерный перечень
информационных материалов. В частности, информация может доводиться:
-
в визуальной/печатной форме - коллективные договоры, отраслевые
соглашения,
периодические корпоративные издания, листовки, буклеты и плакаты;
-
посредством видеоматериалов - видеоролики, программы на корпоративном
телевидении;
-
с помощью интернет-ресурсов - сайты работодателя, Минтруда, Роструда,
региональных
органов власти по труду, справочные правовые информсистемы.
Работодатель
может применять любые перечисленные способы по отдельности или
совместно, а
также иные предусмотренные законом формы информирования.
Приказ
вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 14 декабря 2021 г. N 66317.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 декабря 2021
г.
Приказ
Минпросвещения
России и Рособрнадзора от 17 ноября 2021 г. N 836/1481
"Об утверждении
единого расписания и продолжительности проведения основного
государственного
экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию
средств
обучения и воспитания при его проведении в 2022 году"
Утверждено
расписание ОГЭ в 2022 г.
Установлены даты экзаменов, время их начала и продолжительность.
Определены
разрешенные к использованию средства обучения и воспитания.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 15 декабря 2021 г. N 66340.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 15 декабря 2021 г.
Приказ
Минпросвещения
России и Рособрнадзора от 17 ноября 2021 г. N 834/1479
"Об утверждении
единого расписания и продолжительности проведения единого
государственного
экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию
средств
обучения и воспитания при его проведении в 2022 году"
Утверждено
расписание ЕГЭ в 2022 г.
Основная
масса учащихся будет сдавать ЕГЭ с 26 мая по 21 июня. Определены также
досрочные, резервные, дополнительные и повторные периоды сдачи ЕГЭ.
По
сравнению с 2021 г. изменилась продолжительность экзаменов по
обществознанию,
истории, иностранным языкам. На
экзамене по литературе разрешено пользоваться
орфографическим словарем.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 15 декабря 2021 г. N 66342.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 15 декабря 2021 г.
Указ
Мэра Москвы от 14
декабря 2021 г. N 74-УМ
"О внесении
изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ"
В
Москве срок действия QR-кодов для переболевших COVID-19 продлен до 12
месяцев.
С
20 декабря срок действия QR-кодов для переболевших москвичей
продлевается до 12
месяцев (вместо 6 месяцев). Если QR-код оформлен до 19 декабря 2021 г.
и со дня
выздоровления прошло менее 6 месяцев в последний день срока действия
такого
QR-кода автоматически оформляется новый, срок действия которого
составляет 12
месяцев со дня выздоровления. Если срок действия уже истек, но с
момента
выздоровления прошло менее 12 месяцев, автоматически оформляются новые
QR-коды
на 12 месяцев с даты выздоровления.
Кроме
того, до двух календарных дней сокращается срок действия
QR-кодов,
оформленных на основании отрицательных ПЦР-тестов (было - 3 дня).
Опубликован
на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 14 декабря
2021 г.
Постановление
Правительства Москвы от 7 декабря 2021 г. N 1905-ПП
"О внесении
изменений в постановление Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. N
758-ПП"
В
2022 г. размер скидок для неработающих пенсионеров при оплате жилья и
коммунальных услуг увеличится дважды.
В
2022 г. увеличивается размер денежного эквивалента мер социальной
поддержки,
предоставляемых в натуральной форме в виде скидки в оплате жилья и
коммунальных
услуг неработающим пенсионерам. Так, например, для Героев Советского
Союза,
Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и переживших
их
супругов и родителей, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров
ордена
Трудовой Славы она составит 3 554,38 руб. в месяц с 1 января и 3 719,84
руб. в
месяц с 1 июля (было - 3 393,67 руб.), для ветеранов, пенсионеров из
числа
реабилитированных лиц, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны,
участников ВОВ, ветеранов боевых действий и др. величина денежного
эквивалента
установлена в размере 1 777,19 руб. в месяц с 1 января и 1 859,92 руб.
в месяц
с 1 июля (вместо 1 696,84 руб.).
Для
граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России" или
"Почетный донор СССР", "Почетный донор Москвы" указанная
величина с 1 января составит 1 370,30 руб., а с 1 июля - 1 453,03 руб.
(было -
1 370,23 руб.).
Постановление
вступает в силу с 1 января 2022 г.
Опубликовано
на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 7 декабря
2021 г.
Постановление
Правительства Москвы от 7 декабря 2021 г. N 1900-ПП
"О внесении
изменения в постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N
833-ПП"
Изменен
минимальный размер взноса на капремонт общего имущества.
С
1 января 2022 г. минимальный размер взноса на капремонт общего
имущества
установлен в размере 20,99 руб. на квадратный метр общей площади жилого
(нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц. Ранее размер
взноса был
19,52 руб.
Постановление
вступает в силу с 1 января 2022 г.
Опубликовано
на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 7 декабря
2021 г.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Приказ Минфина
России от
2 ноября 2021 г. N
171н
"Об утверждении
Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о
результатах
деятельности государственного (муниципального) учреждения и об
использовании
закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества"
Отчет
о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения
будет
составляться по новым правилам.
Минфин
обновил порядок составления и утверждения отчета о результатах
деятельности
государственного (муниципального) учреждения и об использовании
закрепленного
за ним имущества.
Отчет,
не содержащий гостайну, составляется в ГИС "Электронный бюджет".
Сведения о выполнении госзадания формируются на основании данных ГИС.
С
отчета за 2023 г. сведения о составе имущественного комплекса в части
недвижимости ФГУ и особо ценного движимого имущества ФБУ (ФАУ)
формируются на
основании данных ГИС "Единая система управления государственным
имуществом".
Не
требуется включать в отчет общие сведения об учреждении. Эти данные
размещены в
открытом доступе в Интернете (в ЕГРЮЛ, на Едином портале бюджетной
системы РФ,
на официальном сайте для размещения информации о государственных
(муниципальных) учреждениях).
Определен
порядок формирования сведений, включаемых в отчет.
Новые
порядок вступает в силу с 1 января 2023 г. и применяется с
представления отчета
за 2022 г., за некоторым исключением.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 13 декабря 2021 г. N 66304.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 декабря 2021
г.
Письмо ФНС России
от 14
декабря 2021 г. N БС-4-21/17449@
"О применении
налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости объекта
недвижимого
имущества вследствие установления его рыночной стоимости"
ФНС
указала, что изменение кадастровой стоимости недвижимости - объекта
налогообложения в течение налогового периода не учитывается при
определении
налоговой базы в этом и предыдущих периодах, если иное не предусмотрено
законодательством.
При
изменении кадастровой стоимости вследствие установления рыночной
стоимости
сведения о скорректированной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН,
учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для
налогообложения данных об изменяемой стоимости.
Письмо ФНС России
от 13
декабря 2021 г. N БС-4-11/17334@
Правопреемник
не учитывает в базе для исчисления страховых взносов выплаты и иные
вознаграждения в пользу физлиц, ранее начисленные в присоединившейся к
нему
организации.
Информация ФНС
России от
9 декабря 2021 г.
"Актуальные
вопросы
о льготном налогообложении недвижимого имущества организаций"
С
2022 г. вводится заявительный порядок предоставления льгот по налогу на
имущество организаций.
Не
установлен предельный срок для направления заявления. Если заявление не
подано,
льгота предоставляется на основании сведений, имеющихся у налоговых
органов.
С
2023 г. налогоплательщикам будут направляться сообщения об исчисленных
суммах
налога. Если на дату составления сообщения у налогового органа не будет
сведений о льготе, сумма налога будет отражена без льготы. В дальнейшем
можно
представить пояснения и (или) документы.
Заявление
о льготе не представляется в отношении недвижимости, не облагаемой
налогом.
Вопрос. В
утвержденном
учредителем Постановлении указано, что в учреждениях бюджетной сферы,
находящихся в сельских поселениях, должностные оклады увеличиваются на
определенный процент (например, на 10%). Допустим, оклад специалиста в
городском
поселении 10 000 рублей, тогда оклад специалиста в сельском
поселении -
11 000 рублей. Предположим, что у специалиста в сельском
поселении
зарплата получилась меньше МРОТ и нужно производить доплату до МРОТ:
10% нужно
начислить сверх МРОТ (как для районных коэффициентов) или можно сначала
начислить 10%, а потом доплатить до МРОТ?
Ответ.
В судебной практике доминирует точка зрения, согласно которой доплата
за работу
в сельской местности начисляется до доведения зарплаты до МРОТ.
Недавняя
попытка режиссера высшей категории (с
окладом
3894,75 руб) добиться в Конституционном Суде России начисления
коэффициента за
работу в сельской местности (25%) и надбавки за стаж работы (30%) сверх
МРОТ
закончилась неудачей. Суд не стал рассматривать жалобу, указав, что
фактически
в ней ставится вопрос об установлении оклада не ниже МРОТ, что
относится к
компетенции законодателя, а не суда (Определение
Конституционного Суда РФ от 11 февраля 2021 г.
N 178-О).
Ответы
специалистов Роструда по этому вопросу противоречивы.
На
наш взгляд, доплата за работу в сельской местности по своей правовой
природе
наиболее близка к районному коэффициенту (так как направлена на
выравнивание
уровня жизни населения и компенсацию социальных неудобств проживания в
сельской
местности), поэтому она должна начисляться после доведения размера
заработной
платы до МРОТ. Однако, учитывая Определение КС РФ N 178-О,
отстоять такую
позицию в суде будет крайне сложно.
Поясним
подробнее.
На федеральном
уровне в настоящее
время вопрос о надбавках работникам сельской местности не урегулирован.
Предоставление таких надбавок регулируется региональными и местными
нормативными актами, а также локальными актами организаций.
Разъяснения
Роструда по этому
вопросу противоречивы. В одних материалах специалисты приходят к
выводу, что
доплата за работу в сельской местности может начисляться до доведения
размера
месячной заработной платы до МРОТ
(Вопрос 1.
Вопрос 2). При этом встречается и иная точка зрения:
«… районный коэффициент…,
а также выплаты за работу в сельской местности, начисляемая в связи со
спецификой работы, не могут включаться в состав минимального размера
оплаты
труда и начисляются сверх МРОТ» (Вопрос 3).
Анализ
судебной практики показывает, что большинство
судов отказывают в требованиях о начислении сельской надбавки после
доведения
зарплаты до МРОТ:
Апелляционное
определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 07
мая 2013
г. по делу N 33-1598-2013: «Доводы ... о
начислении процентных надбавок к заработной плате за вредность
и работу в сельской местности на заработную плату, составляющую не
менее
минимального размера оплаты труда не основаны на фактических
обстоятельствах
дела и нормах материального закона…., у суда не было
правовых оснований для
удовлетворения иска…»;
Апелляционное
определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
от 14
октября 2013 г. по делу N 33-3001:
«Истцы
… указывают, что заработная плата подлежит
исчислению, исходя из минимального размера оплаты
труда….,затем к полученной
сумме должны быть добавлены все стимулирующие выплаты, надбавка за
работу в
сельской местности. Однако данный довод подлежит отклонению как
основанный на
неправильном толковании норм материального права»;
Апелляционное
определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от
25 июня
2019 г. по делу N 33-857/2019: «Доводы
…истца о начислении заработной платы с учётом
** % к окладу за работу в сельской местности, то есть сверх размера
МРОТ
ежемесячно судебной коллегией отклоняются как необоснованные и
несоответствующие
нормам материального права, так как по смыслу закона работодатель
обязан
гарантировать выплату всей заработной платы не ниже МРОТ»;
Определение
СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от
25
августа 2020 г.
по делу N 8Г-14409/2020[88-16588/2020]):
«Доводы
заявителя.. о том, что надбавка к
окладу за работу в сельской местности подлежит начислению сверх размера
МРОТ,
подлежат отклонению как несостоятельные»;
Определение
КС РФ от 11
февраля 2021 г. N 178-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки
Конради Нины Алексеевны на нарушение ее конституционных прав частью
третьей
статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации": «Заявительница
обратилась в суд с иском о
взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы…
В ее же случае
работодатель осуществляет начисление заработной платы следующим
образом: на
оклад начисляется надбавка за работу в
сельской местности, …затем надбавка за стаж работы
и премия, после чего производится доплата до
минимального размера оплаты труда, а полученная сумма
увеличивается на
районный коэффициент….
…
часть третья статьи 133 Трудового кодекса
… не может расцениваться как
нарушающая права Н.А. Конради, которая фактически
ставит перед
Конституционным Судом … вопрос об установлении тарифной
ставки (оклада) в
размере не ниже минимального размера оплаты труда. Между тем разрешение
этого
вопроса относится к компетенции законодателя…».
При
этом есть и противоположные решения,
которые, на наш взгляд, тоже заслуживают внимания:
Определение
СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от
15
декабря 2020 г.
по делу N 8Г-20166/2020[88-18723/2020]):
«Суд
апелляционной инстанции с учетом
правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда
Российской
Федерации от 11 апреля 2019 г. N 17-П … пришел
к выводу о том, что выплата за работу в сельской местности должна быть
начислена сверх минимального
размера
оплаты труда,… Доводы кассационной жалобы о том,
что выплаты за работу в
сельской местности федеральным законодательством не регулируются,
… работа в
сельской местности не является работой в местности с особыми
климатическим
условиями, ... не влекут отмену обжалуемого
судебного акта, поскольку судом апелляционной инстанции оспариваемый
кассатором
вывод мотивирован со ссылками на нормы права. Обоснованность
применение одинакового правового регулирования по оплате
за работу в особых климатических условиях и за работу в сельской
местности
подтверждается и п.2.2.1 Приложения к Постановлению
Правительства
Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 491-п…, который к выплатам компенсационного характера
наряду с выплатами за
работу в местностях с особыми климатическим условиями относит и выплату
за
работу в сельской местности»;
Апелляционное
определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20
июля 2020
г. по делу N 33-7573/2020:
«…судебная коллегия не может согласить с
данным выводом суда в части,
поскольку судом при расчете задолженности не учтено, что
выплата за работу в сельской местности должна быть
начислена сверх
минимального
размера
оплаты труда,…».
В
заключение отметим, что обосновывая необходимость начисления районных
(северных) доплат после доведения заработной платы до МРОТ,
Конституционный Суд
РФ в Постановлении от 11 апреля 2019 г. N 17-П
мотивировал свое
решение, в частности, тем, что «гарантия
повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических
условиях
утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право
граждан на
компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в
неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным». На наш
взгляд, этот же
правовой подход применим и в случае доплат за работу в сельской
местности,
однако в случае спора (с учетом Определения N 178-О) многое
будет зависеть от формулировок нормативного или локального акта,
которым были
введены эти надбавки.
_________________________
Вопрос
1 - Вопрос:
Правильно ли насчитывают зарплату.
Бюджетная организация: оклад 8 694 руб., есть сельские 25%. Должны ли
сначала
оклад довести до МРОТ 11 280 руб., а уже на МРОТ насчитывать сельские
25%. Или
я не права? Мне к окладу насчитывают сельские и потом 400 рублями
догоняют до
МРОТ (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь
2019 г.);
Вопрос
2 - Вопрос: Можно
ли считать установленную
надбавку к окладу в размере 0,25 за работу на селе районным
коэффициентом? В
трудовом договоре это обозначено как повышение к окладу. Формулировка
"районный коэффициент" отсутствует. Данная надбавка поглощается
МРОТом и по факту является фиктивной. Заработная плата не превышает
МРОТ. На
основании изложенного прошу сообщить, должна ли данная надбавка
поглощаться
МРОТом или она должна начисляться сверх МРОТа и какие нормативные
документы при
этом применяются. Рабочее место расположено в Ростовской области
Каменский
район (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь
2019 г.))
Вопрос
3 - Вопрос: Обязан
ли работодатель, исходя из решения
Конституционного суда РФ от 07.12.2017 поднимать оклад до МРОТ, если
оклад
педагога без категории составляет 6860 руб., а МРОТ 9480, если обязан,
то каким
образом: поднимать сам оклад или "догонять" до МРОТ стимулирующими
выплатами и потом сверху начислять северный и районный коэффициент?
Вправе ли
работодатель включать в оклад педагога 25% за работу в сельской
местности? (в
зарплатном квитке оклад указан 8575 вместо 6860, работодатель
объясняет, что
это из-за того, что в оклад включают сельские)? (информационный портал
Роструда
"Онлайнинспекция.РФ", март 2018 г.)
Ответ
подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр"
13 декабря 2021 г.
Новые
материалы в системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая библиотека бухгалтера и
кадрового
работника"
Книги
Сайгидмагомедов
А.М. Бухгалтерский финансовый
учёт в сельском хозяйстве: учебное пособие (2-е изд., перераб. и доп.).
-
"ИНФРА-М", 2021 г.
Учебное
пособие
посвящено бухгалтерскому финансовому учёту в сельском хозяйстве.
Серов
В.М. Планирование
производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций
(учебник).
- "ИНФРА-М", 2022 г.
В
учебнике рассмотрены
предмет, методология и методы внутрифирменного планирования в системе
управления производственно-хозяйственной деятельностью
строительно-монтажных
организаций. Изложены роль, функции, предмет, цели, задачи и принципы
внутрифирменного бизнес-планирования, методы планирования
производственной
программы и реализации строительной продукции, труда и заработной
платы,
материально-технического обеспечения строительства объектов, издержек
строительного производства и себестоимости строительной продукции,
экономических результатов производственно-хозяйственной деятельности с
учётом
возможных рисков. Рассмотрены вопросы организации внутрифирменного
планирования, бюджетирования и экономической оценки планов
производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций.
Материалы
прессы
Информационный
блок
"Библиотека консультаций. Кадры"
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Постановление
Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2021 г. N 52-П
"По делу о
проверке
конституционности пункта 1.1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" в связи с запросом 1-го Восточного окружного военного
суда"
Детей
военнослужащего, рожденных уже после его гибели, должны учитывать при
предоставлении жилья его семье!
Семьи
погибших (умерших) военнослужащих обеспечивают жильем. При этом размер
площади
помещения определяется исходя из состава семьи на дату смерти
военнослужащего.
КС
РФ счел неконституционным это правило.
Дело
в том, что оно не позволяет учитывать для целей определения общей
площади жилья
того ребенка военнослужащего, который родился уже после его гибели
(смерти).
Такой
ребенок ставится в неравное положение по сравнению с детьми, которые
были
рождены на момент смерти (гибели) военнослужащего. Возможна ситуация,
когда
дети, являясь членами одной семьи, ставятся в разное положение в
зависимости от
даты своего рождения. Это недопустимо.
В
законодательстве сформировался общий подход, в силу которого детям
гарантируется защита их имущественных интересов независимо от того,
рождены они
на момент смерти отца или после такой даты. Оспариваемое положение это
не
учитывает.
Законодатель
должен внести необходимые поправки. До этого нужно исходить из того,
что к
членам семьи, имеющим право на жилищное обеспечение, относится и
ребенок
военнослужащего, родившийся после его гибели (смерти).
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 декабря 2021
г.
Постановление
Пленума
Верховного Суда РФ от 14 декабря 2021 г. N 43
"О применении
судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации,
регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых
или
вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора"
ВС
РФ пояснил, как возобновлять производство по уголовным делам из-за
новых или
вновь открывшихся обстоятельств.
Разъяснения
касаются возобновления производства по уголовным делам из-за новых или
вновь
открывшихся обстоятельств по заключению прокурора.
Производство
могут возобновить после вступления в силу пересматриваемых судебных
решений
независимо от того, проверяли или нет их в апелляционной, кассационной
или
надзорной инстанциях.
Проверяются
не только приговор, но иные итоговые, а также отдельные промежуточные
судебные
решения.
Рассмотрены
вопросы обжалования решений прокурора о возбуждении производства в
таких
случаях, о его отказе в этом, а также постановлений о прекращении им
производства.
Даны
отдельные указания по поводу того, какие обстоятельства следует считать
новыми
или вновь открывшимися, а какие таковыми признать нельзя.
В
частности, не относится к новым обстоятельствам отмена постановления о
назначении осужденному административного наказания.
Если
приговор, определение, постановление первой инстанции проверялись в
апелляции,
в кассации либо в порядке надзора, то заключение прокурора
рассматривает суд,
вынесший последнее решение.
Приказ Минтруда
России
от 29 октября 2021 г. N 776н
"Об утверждении
Примерного положения о системе управления охраной труда"
Минтруд
обновил порядок создания и функционирования системы управления охраной
труда.
С
1 марта 2022 г. будет действовать новое Положение о системе управления
охраной
труда (СУОТ).
Работодатель
создает СУОТ с учетом специфики деятельности, принятых на себя
обязательств по
охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и
национальных
стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших
применимых
практик по охране труда.
В
новом положении помимо прочего четко обозначены основные процессы по
охране
труда, в числе которых - специальная оценка условий труда, оценка
профессиональных рисков, обеспечение работников СИЗ, реагирование на
несчастные
случаи, на аварийные ситуации. Также приведены примерные перечни
опасностей и мер
по управлению ими в рамках СУОТ; работ повышенной опасности, к
организации
которых и к обучению которым предъявляются отдельные требования.
Уточнены
виды контроля за СУОТ. Так, предусмотрен регулярный контроль
эффективности
функционирования не только системы в целом, но и отдельных ее
элементов, в т.
ч. с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.
Детализирован
порядок планирования СУОТ, составления необходимой документации.
Прежнее
положение утрачивает силу.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 14 декабря 2021 г. N 66318.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 14 декабря 2021 г.
Вопрос
– ответ
Вопрос.
Между
организациями в 2015 году был заключен договор купли-продажи нежилых
помещений
в здании. Помещения зарегистрированы на продавца. Продавец хотел
передать
помещения покупателю, покупатель отказался (в 2015 году) в связи с их
несоответствием условиям договора. После четырех лет судебных споров
суд первой
инстанции принял решение о соответствии всех помещений условиям
договора и
обязал покупателя принять помещения. Решение суда вступило в законную
силу в январе
2019 года. Помещения покупатель принял в апреле 2019 года. Продавец в
период с
2015 года по апрель 2019 года уплачивал налоги за эти помещения и нес
расходы
на их обслуживание и содержание согласно выставляемым управляющей
компанией
счетам.
Имеет
ли право продавец
требовать возмещения расходов в виде уплаченных налогов и оплаченных
счетов за
обслуживание и содержание за период с 2015 года по дату приемки
покупателем
помещений (апрель 2019 года)? С какой даты исчисляется срок исковой
давности
для возмещения расходов в виде уплаченных налогов и оплаченных счетов
за
обслуживание и содержание за период с 2015 года по дату приемки
покупателем
помещений?
Ответ. Принципиальная
возможность
истребовать с покупателя, уклонявшегося от государственной регистрации
перехода
права собственности на проданный объект недвижимости, возмещения
убытков в виде
расходов по уплате налога на недвижимость и расходов на содержание
соответствующего объекта недвижимости подтверждается
правоприменительной
практикой (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 1
июля
2021 г. N 08АП-5746/21 по делу N А46-20176/2020; определение СК по
гражданским
делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10 августа 2021 г.
по делу
N 8Г-16674/2021[88-18264/2021]; апелляционное определение СК по
гражданским
делам Московского городского суда от 16 июня 2021 г. по делу N
33-23771/2021;
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2015
г. N
05АП-1798/15; апелляционное определение СК по гражданским делам
Московского
городского суда от 22 марта 2021 г. по делу N 33-11506/2021;
постановление
Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2017 г. N
17АП-1897/17; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного
суда от 26
июня 2015 г. N 15АП-8815/15; определение СК по гражданским делам
Третьего
кассационного суда общей юрисдикции от 12 июля 2021 г. по делу N
8Г-7954/2021[88-10655/2021]; определение СК по гражданским делам
Третьего
кассационного суда общей юрисдикции от 13 июля 2020 г. по делу N
8Г-9615/2020[88-9528/2020];
постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 апреля
2015 г.
N Ф08-700/15 по делу N А53-14651/2013; апелляционное определение СК по
гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 февраля
2021 г. по
делу N 33-2141/2021; определение СК по гражданским делам Приморского
краевого
суда от 28 января 2015 г. по делу N 33-53/2015; постановление
Арбитражного суда
Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2021 г. N Ф08-11060/21 по делу N
А32-46436/2020; определение СК по экономическим спорам Верховного Суда
РФ от 14
октября 2021 г. N 305-ЭС21-11188 по делу N А40-332233/2019;
постановление
Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2016 г. N
Ф07-7460/16
по делу N А44-6914/2015).
Что
касается момента, с которого в подобных ситуациях должен исчисляться
срок
исковой давности, то нам не удалось обнаружить в судебной практике
примеров,
указывающих на то, что течение этого срока начинается с даты вступления
в силу
судебного акта, которым уклонение покупателя от государственной
регистрации и
приемки объекта признано неправомерным. Как правило, начало течения
срока
давности связывается с началом неправомерного бездействия покупателя.
Однако мы
не можем исключить, что в зависимости от конкретных обстоятельств суд
займет иную
позицию.
Рекомендуем
также ознакомиться с материалами:
-
постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 октября 2019
г. N
Ф05-17714/19 по делу N А40-288613/2018;
-
постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 октября
2015 г.
N Ф08-6797/15 по делу N А53-29450/2014;
-
п. 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации,
Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010;
-
постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2015
г. N
Ф01-1490/15 по делу N А39-2502/2014;
-
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря
2010 г. N
08АП-8409/2010;
-
постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13
апреля 2011 г. N Ф04-1725/11 по делу N А46-6469/2010.
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров
Алексей
Ответ прошел
контроль качества
10
декабря 2021 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в
рамках
услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения
подробной
информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека юриста"
Книги
Комментарий
к
Конституции Российской Федерации (постатейный): с учётом изменений,
одобренных
в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года (коллектив авторов;
с
обращением к читателям Президента Российской Федерации В.В. Путина; под
ред.
академика РАН Т.Я. Хабриевой). - "Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации:
ИНФРА-М", 2021 г.
Издание
представляет собой постатейный комментарий к Конституции Российской
Федерации в
действующей с учётом поправок 2020 года редакции. По мнению авторов
комментария,
поправки были достаточно обширные и в их результате усилены гарантии
прав и
свобод граждан, социальная направленность российского государства и его
суверенитет, расширены демократические начала государственного
управления.
Ушаков
А.А. Комментарий
к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате
(постатейный,
издание восьмое, перераб. и доп.). - "Деловой двор", 2021 г.
Восьмое
издание комментария подготовлено с учётом последних изменений и
дополнений,
внесённых Федеральными законами 2021 г. N 120-ФЗ, 143-ФЗ,
267-ФЗ, 343-ФЗ и
354-ФЗ, в том числе в части создания и ведения реестра распоряжений об
отмене
доверенностей, совершенных в простой письменной форме, а также
нотариальных
действий в связи с увеличением уставного капитала ООО во исполнение
договора
конвертируемого займа. Проанализированы положения Федерального закона
от 27
декабря 2019 г. N
480-ФЗ о т. н. "цифровом нотариате", касающиеся совершения
нотариальных действий удалённо, дистанционного удостоверения сделок
двумя и
более нотариусами и др. Приведены
приказы Минюста России, реализующие данные
нововведения.
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков